Вечер начался с пронзительного отрывка из прозы Ивана Семоненкова в исполнении Литературного театра. «…тоска, глубокая тоска наваливается на меня, когда смотрю я на Ковыли с этого вот пригорочка…» — этими словами из повести «Пустынь земная» задали тон всей встрече.
Ведущие напомнили собравшимся об авторе. Иван Семоненков — человек из Зонального района, начавший со стихов в школьной тетрадке и нашедший свое признание как прозаик. Он был удостоен премии имени Василия Макаровича Шукшина за повесть «Пустынь земная». Еще одна повесть, а именно «Голубой котенок», получила премию Славянского общества Алтая. По словам ведущих, произведения этого писателя — это «искренность и даже болезненное прикосновение к тем проблемам, с которыми мы живем каждый день».
Затем слово взяла председатель Алтайской краевой писательской организации Анна Самойлова. Она говорила не о карьере, а о следе в сердцах. «Человек важен своими делами, своими поступками. И даже если это просто написанная книга… она уже может оставить след, пробуждать сердца, — отметила она. — Книги Ивана Семоненкова пронизаны любовью к своим местам, к людям. И это чувствуют читатели. Получается такая искорка. Если бы он прожил дольше, у нас было бы больше его удивительных книг. Но даже того, что есть, достаточно, чтобы эти искорки разлетелись, где-то проросли и дали новые ростки».
Следом на сцену пригласили писательницу Галину Дмитриевну, хорошо знакомую с Иваном Семоненковым. Ее воспоминания были личными и теплыми. Она рассказала, как познакомилась с ним на Шукшинских чтениях в 1993 году. Писательница прочла его стихи, а затем обратилась к собравшимся, чтобы поделиться самым сокровенным — значением этого издания. «Я думаю, какое же это святое дело, — сказала она, — Сейчас, на волне выхода книги, снова всколыхнется интерес к его творчеству. О нем узнают, его полюбят и проникнутся его смыслом, его правдой. Это познание жизни откроется уже на новом уровне и дойдет до другого поколения. А это и есть главное — значит, Иван Трифонович продолжает жить». Слова ее звучали искренне и проникновенно.
Литературовед и краевед Владимир Шнайдер дополнил портрет коллеги бытовыми, но оттого еще более ценными деталями. Он вспомнил о гостеприимстве Семоненкова, о его огромной библиотеке. «Он чувствовал разницу между собой и иными мастерами. Однажды ему сделали замечание по пунктуации. Он ответил: «Меня в Союз писателей приняли не за грамотность, а за любовь и работу со словом». Шнайдер рассказал и о трудностях: о непонимании в семье, о материальных проблемах в 1990-е. Его рассказ о последней, прощальной встрече с писателем в 1998 году зал слушал, затаив дыхание. «… помахал нам рукой и ушел. А в августе его не стало. Он как бы попрощался. Может быть, это совпадение…», — говорил Шнайдер. И тут же пояснил суть творчества Семоненкова: «А его произведения потому и берут за душу, что сделаны они не от ума, а от души, из самой души».
Финальным словом вечера стало выступление кандидата филологических наук Сергея Манскова, одного из редакторов серии «Литературное наследие Алтая». Он объяснил ее сверхзадачу просто и ясно: спасать то, что может быть потеряно. «Когда в 2018 году выходила первая книга, задача была сделать доступным то, что никогда не публиковалось целиком», — сказал Мансков. Он также подчеркнул уникальность серии, отмеченную на московских конкурсах, и ее стратегическую роль. По его словам, мы, возможно, являемся последним поколением, у которого есть обширные домашние библиотеки. Вскоре книги могут стать подобны картинам — штучными и ценными артефактами. В этом контексте данная серия — это важный кирпичик в стене, призванный сохранить литературное наследие, не дать ему рассыпаться и помочь ему выстоять.
Вечер завершился, как и начался, строками прозаика — размышлениями об «усталом августе» жизни и памяти. В зале тишина, наполненная сосредоточенной и бережной работой памяти и любви. Книга «Избранное» теперь есть в библиотеках края. Эта книга служит мостом между эпохами, возвращая современному читателю честный и суровый голос алтайского писателя, который сегодня звучит как никогда актуально.