Вектор на классику: Рубцовский драматический театр открыл 87-й сезон

Рубцовский драматический театр хорошо известен не только рубцовскому зрителю, но и далеко за пределами региона. Благодаря «Большим гастролям», в которых театр принимает участие с 2022 года, спектакли Рубцовского драматического театра посмотрели в Иркутской области — Ангарске,Черемхово, Свердловской области — Серове.  Театр отличается особым подходом к репертуару.  И прежде всего, наряду с современными пьесами, в театре взят вектор на классику. Вот и 87-ой театральный сезон Рубцовский драматический сезон начал со спектакля Александра Островского «Женитьба Бальзаминова». И опять классика! Это вовсе не совпадение и не случайность, а закономерность и тенденция. Театр старается заинтересовать зрителя произведениями русской классики. Достаточно посмотреть репертуар театра за последний период: Антон Чехов «Дядя Ваня», Иван Крылов «Модная лавка», Александр Островский «Женитьба Бальзаминова». Похоже, театр уже не расстается с классической драматургией, ставя одну пьесу за другой. Но найдется ли в нашей современной динамичной жизни место для тех мыслей, которые интересовали людей 19 века? Ставить классику сегодня – это в определенной степени риск.  Готовы ли зрители к такому восприятию сегодня? Если ставить, то как?  Осовременивать ли   произведение прошлых столетий или нет? Задача сложная.  Режиссеры разных театров подходят к ее решению по -разному.  Что же влечет директора и режиссера театра —Заслуженного работника культуры РФ Станислава Спивака ставить, казалось бы, на первый взгляд далекие от жизни 21 века спектакли прошлых столетий?

Вектор на классику: Рубцовский драматический театр открыл 87-й сезон
Фото: Виктор Уханов

«Александр Островский всегда актуален. Его произведения вне времени. Темы и проблемы, которые он поднимает в своих пьесах, вечные. Ставим классику, а говорим о современных проблемах.  Они всегда будут интересовать зрителя и важны для него. К этому драматургу мы уже обращались неоднократно», — говорит Станислав Спивак.  

Спектакль «Женитьба Бальзаминова» входит в репертуарный лист многих театров России. Теперь его смог увидеть и рубцовский зритель. Станислав Спивак   внес в спектакль собственное видение. Он не копировал, не осовременивал, он воплощал задуманное и сохранил весь дух того времени, оголив проблемы, с которыми сталкивается зритель сегодняшнего дня.

«Сегодня отношения между людьми обостряются, на первый план выходят темы дефицита чести, совести, достоинства. Мы надеемся, что наш зритель не просто смотрит спектакли, а вслушивается в слова героев, вглядывается в лица. И тогда наш театр — это не просто развлечение, он дает возможность каждому зрителю стать чуточку лучше», — рассуждает директор рубцовского драмтеатра Спивак.

Фото: Виктор Уханов

Режиссер довел артистам идею поставить классику с акцентом на смысловую характеристику для современного зрителя. Благодаря этому образы получились типичными, яркими, сохраняющими окраску и стилистику того времени.

Роль Бальзаминова исполнил артист Сергей Волобуев.

«Создать данный образ было нелегко. На начальном этапе роль была на сопротивление.   Мой герой неудачник, его гнобят, ему не везет в любви.  Я не такой. По своей природе я сильный, а приходится играть другого. Был процесс поиска, и над созданием образа мы работали вместе с режиссером. Конечно, стереотип Бальзаминова уже сформировался у зрителей, но у меня стремление копировать его не было», — поясняет артист театра.

В сотрудничестве с этим персонажем выступают все действующие лица. Радуют своей игрой и вызывает восхищение у зрителей плеяда женских образов, созданных артистками театра. Каждая из них интересна по-своему.  Прекрасен дуэт артисток Лидии Ставицкой, которая играет мать Бальзаминова, и Татьяны Фоменко, мастерски исполняющей роль свахи Акулины Гавриловны. Отлично справилась с ролью купчихи Домны Белотеловой Ольга Синеокая. Когда артистка первый раз появилась на сцене в роскошном белом платье и с зонтиком, зал встретил ее аплодисментами. Высокий профессионализм и харизма помогли создать ей неповторимый образ Белотеловой. Восхищались зрители и дуэтом Виктории Зяблицкой и Екатерины Ильичевой, сыгравших сестер Пеженовых. Сюжетную линию дополняют танцевальные вкрапления и пластические сцены участников спектакля. Среди женских образов невольно запоминается кухарка Матрена. Ее играет Галина Ростовцева.

«Моя роль тоже на сопротивление. Работать было интересно. Важным было перевоплощение в этот образ, надо было стать Матреной не только внешне, но и внутренне», — делится с нами артистка. 

И это артистке удалось сполна. А еще ей необходимо было работать и над разговорной манерой. Частое «Чаво» и ряд других слов, произносимых устами героини, помогало зрителям погрузиться в атмосферу русского быта и уклада 19-го века.

«Мне интересен Александр Островский. Он остается актуальным во все времена, потому что поднимает проблемы маленького человека», — продолжает Галина Ростовцева.

Фото: Виктор Уханов

Запомнился артистам персонаж — офицер в отставке Лукьян Чебаков, роль которого исполнил Игорь Кузнецов. В спектакле много символов и подтекстов. Декорации и костюмы не только раскрывают эпоху того времени, но и гармонично вписываются в сюжет спектакля. Их разработала барнаульская художница Алена Муравьева. Кстати, декорации изготовил замечательный коллектив рубцовского предприятия «Рассвет».

«Мы выполнили все точь-в-точь, как задумала художница. Работать нашим специалистам было очень интересно. Они творчески подошли к этому процессу», — говорит руководитель предприятия Евгений Козлов.

Он сам приезжал в театр и участвовал в процессе монтажа.

Зритель с большим интересом следил за сюжетом спектакля и откликался на яркие моменты игры актеров, а когда спектакль закончился, зал рукоплескал. Гром аплодисментов разразился при поклоне артистов и появлении на сцене режиссера постановки Станислава Спивака. Зрители еще долго не отпускали артистов. Спектакль прошел при аншлаге. Рубцовские зрители встретили своих любимых артистов шквалом аплодисментов, цветами и криками «Браво».

«Пятничный вечер хорош уже сам по себе, но, когда ты живешь ожиданием долгожданной встречи, он становится еще лучше. Ах какой была эта встреча! С нежными нотками звучания скрипок, запахом ароматного кофе, сияющих глаз и обворожительных улыбок, столько вокруг знакомых лиц... Вы еще не догадались, о чем я? Конечно же, об открытии театрального сезона! Классика в новом прочтении! Спектакль, по пьесе Александра Островского «Женитьба Бальзаминова» не теряет актуальности в и наши дни: взаимоотношения между людьми, расстановка приоритетов и т.д.  Действие, происходящее на сцене, не оставляет никого равнодушным. Замечательная работа целой команды: актеров, режиссера, декораторов, все это вызывает глубокое уважение. Публика очень тепло принимала каждый выход героев и долго не отпускала на финальных поклонах. Старт сезону дан, очень надеемся, что он пройдет также ярко, легко и найдет своего благодарного зрителя!», — такой отзыв оставила поклонница театрального искусства Татьяна Жиляева.

И опять Островский

С начала сентября артисты театра работали над еще одним спектаклем и тоже по пьесе Александра Островского «Старое по-новому». В этот раз его ставит приглашенный режиссер из Екатеринбурга Иван Шилко. Скоро его увидят зрители.

«Наш театр   твердо занимает позицию реалистичного прочтения драматургического материала без субъективной порой крайне ангажированной личной оценки, присущей некоторой части современных режиссеров, где свое видение подтасовывается под видение автора или выдается за свое «гениальное» видение», — говорит директор рубцовского драматического театра.  

Большие гастроли маленького города

Сразу после открытия театрального сезона коллектив театра отправился в рамках всероссийского проекта «Большие гастроли» в Саратовскую область, в город Вольск, где покажет два спектакля для детей «Малыш и Карлсон»» и «Емеля» и один спектакль для взрослых — «Женитьба Бальзаминова». И это опять будет классика. А в октябре артисты из Вольского драматического театра посетят Рубцовск с ответным визитом. Они тоже покажут несколько спектаклей. Для Детей — «Красную шапочку» и для взрослых «Свои люди сочтемся» по пьесе Александра Островского.

«Масштабный Всероссийский проект дает возможность посмотреть игру артистов других театров, встретить единомышленников, завязать новые творческие знакомства и показать свое профессиональное мастерство в других городах России», — говорит Станислав Спивак.

Программа «Большие гастроли» стартовала в 2014 году. Проект был призван объединить и сформировать единое культурное пространство страны, расширить рамки творческого взаимодействия театральных коллективов и привлечь новых зрителей. Данная программа реализуется в рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана Министерства культуры Российской Федерации. Особенность проекта в том, что благодаря государственной поддержке театры имеют возможность привезти в другие города свои спектакли — с полным актерским составом, костюмами и полноценными декорациями. Большие гастроли имеют несколько направлений федеральное, межрегиональное и другие. Межрегиональное направление программы является одним из самых масштабных. 

Фото: Виктор Уханов

Рубцовский маскарад

Помимо этого, Рубцовский драматический театр получил статус «Соискатель» престижной российской национальной премии «Золотая Маска». Впервые в истории театра творческий коллектив подал заявку на соискание престижной российской национальной премии «Золотая Маска». Для показа представлен спектакль по пьесе Чехова «Дядя Ваня», режиссер-постановщик Константин Яковлев (г. Пермь) и художник-постановщик Надежда Осипова (г. Санкт-Петербург). Спектакль «Дядя Ваня» Рубцовского драматического театра прошел предварительный отбор на основании просмотра его видеозаписи и получил статус «Соискатель». Теперь предстоит следующий конкурсный этап — очный просмотр спектакля членами экспертного совета. И это опять классика, которую предстоит осмыслить, сопоставить, найти   то близкое, что волнует современного человека.

В текущем году на «Золотую маску» претендуют 57 театров в самостоятельных конкурсах (драматический театр, опера, оперетта, мюзикл, балет, театр кукол) из таких городов, как Москва, Санкт-Петербург, Омск, Калининград, Новосибирск, Ростов и другие. Спектакли театров России, прошедшие очный просмотр, будут градироваться в статусах: дипломантов, номинантов и лауреатов конкурса. Информация о результатах работы экспертных советов будет объявлена до конца текущего года.

Российская Национальная театральная Премия «Золотая Маска» учреждена СТД РФ в 1993 году как профессиональная награда за лучшие спектакли театров России, созданные во всех видах театрального искусства: драма, опера, балет, оперетта и мюзикл, театр кукол. Проведение фестиваля и присуждение премии осуществляется на конкурсной основе один раз в год по итогам прошедшего театрального сезона. Ответственный экспертный отбор и художественные требования обеспечивают высокий уровень постановок, претендующих на премию. В Жюри Премии «Золотая Маска» работают известные актеры, режиссеры, дирижеры, хореографы, театральные художники. Фестиваль спектаклей, выдвинутых на премию «Золотая Маска» — масштабный и самый представительный театральный форум России.

Читайте также

«Здравствуйте, люди!»: в Алтайском крае стартовал второй театральный фестиваль по произведениям Шукшина​

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру