История трудолюбивого народа: как живут татары в Алтайском крае

Алтайский край — одна из самых многонациональных территорий страны. Регион, по данным Всероссийской переписи населения, насчитывает 142 этноса. Каждый из них внес определенный вклад в наш уклад жизни. Многое мы заимствовали от татар. Именно благодаря им в России есть традиция пить чай, а в нашем языке примерно 2000 слов тюркского происхождения. В год культурного наследия народов России в Барнауле открылась уникальная выставка «Татар мирасы», которая переводится как «наследие татар».

История трудолюбивого народа: как живут татары в Алтайском крае
фото: Екатерина Шахова

В гостях у татарской бабушки

Небольшая экспозиция знакомит нас с предметами быта, культуры, истории и литературы татарского народа. Как будто маленький мир большого этноса образовался в центре Барнаула. Национальные костюмы, украшения, предметы быта — некоторые из них датируются еще 19 веком. Не каждый музей похвастается такими предметами.

«Поздравляю с открытием этой уникальной выставки. Это совместный проект Дома народов Алтайского края и Центра татарской культуры «Дулкын». Как человек, который много работает с музеями, я сразу же поинтересовалась, подлинные ли в экспозиции вещи. Оказалось, что да. Знаете, здесь возникает ощущение, что я оказалась дома у татарской бабушки», — сказала на открытии выставки консультант департамента администрации губернатора и правительства Алтайского края по вопросам внутренней политики Татьяна Лисенкова.

Культура каждого народа уникальна, но порой мы даже не знаем, с кем живем рядом. Татары — крупнейший этнос, проживающий в центральных областях России, Поволжье, Приуралье, Казахстане и Средней Азии, Китае и странах Европы. В Алтайском крае насчитывают около семи тысяч представителей этого народа. Большие общины переселенцев живут в алтайском селе Беленькое.

Все представленные в экспозиции вещи предоставили активисты и фонд центра «Дулкын».

Погружение в другую культуру

Первый стенд знакомит посетителей выставки с важной частью культуры каждого народа — родным языком, рассказывает руководитель общества любителей истории «Алтын мирас» Центра татарской культуры Артем Зинатуллин. Дело в том, что за последний век у татар произошло несколько важных изменений. До начала предыдущего столетия они использовали арабскую каллиграфию, но в 1920-е годы на смену пришла латиница, а уже потом — кириллица. Буквально за несколько десятилетий сменился большой культурный пласт, и огромный фонд литературного наследия стал недоступен для нового поколения.

«На стенде представлены рукописи начала XIX века, написанные на старотатарском языке, но арабским письмом. Если человек владеет только арабским, он вряд ли прочитает их», — объясняет Артем Зинатуллин.

Старотатарский язык использовал в своих стихах герой СССР и татарского народа Муса Джалиль. Произведения поэта переведены более чем на 50 языках мира. Его сборник «Моабитская тетрадь» представлен в экспозиции и знакомит читателей, как со старым письмом татар, так и с новым.

фото: Екатерина Шахова

Чуть выше на стенде представлены известные татарские тюбетейки, которые они называют тюбетей. Рядом лежит женский головной убор, похожий на варежку. Его передала старушка из села Беленькое Зайтуна Измайлова. К слову, он сделан в 19 веке, и подобный предмет можно назвать настоящей реликвией.

На соседней полке расположились четки — их ровно 99, как и имен у Аллаха (татарский народ придерживается ислама — прим.ред). Некоторые сделаны из фиников, а какие-то — из позвонков рыбы.

Творчество, костюмы, ремесла

Своеобразным феноменом татарской культуры стал Шамаиль — картины с изображением мусульманских святынь, мест паломничества с каллиграфическими надписями. Из тюркских народов только у татар культура шамаиля.

«Ислам запрещает изобразительное искусство. Но поскольку человеческая фантазия не знает границ, на территории России догадались до такой формы. Конкретно здесь изображены формы и силуэты ханской мечети в Бахчисарае. На них изображены отдельные суры Корана, которые иллюстрируют определенный сюжет. Это изобретение русских мусульман, за пределами страны он не получил распространения, поэтому его смело можно вписать в нематериальное наследие России», — рассказывает экскурсовод.

фото: Екатерина Шахова

Помимо творчества на выставке представлены предметы быта татарского народа.

«С чего начинается Родина? Она начинается с детей», — говорит руководитель клуба любителя ремесел «Матур» Елена Валиуллина о детской кроватке стоящей в экспозиционном зале.

Большая заслуга татар — красный цвет. В старину они первыми начали делать кумач (ткань, окрашенная в красный цвет — прим.ред). Они производили и одежду для армии из войлока и сукна. Заслуга татар в том, что они сохранили этот промысел, развили, довели до совершенства, объясняет Елена Валиуллина.

Отдельного упоминания заслуживают татарские костюмы, расшитые узорами. У женщин даже в древности не было чадры, в отличие от других мусульманских народов, в основном они закрывали руки, плечи и область шеи.

фото: Екатерина Шахова

«Мы никогда не забудем свою историю»

Татарский народ очень чтит свои традиции и историю. Это прослеживается и в экспонатах, о которых они с любовью рассказывают. После долгого проживания этносов друг с другом происходит процесс перетекания одной культуры в другую.

Как пояснила председатель центр «Дулкын» Флора Зинатуллина, из татарской культуры мы заимствовали многие слова: башмак, башка, колбаса, арбуз. С восточной культуры к нам пришли и ковры с узорами, которые есть в квартирах у многих бабушек.

Стали для нас обыденностью и некоторые татарские блюда: чак-чак, беляши и другая выпечка.

Проживая рядом с каким-либо народом, мы даже не задумываемся о его привычках и национальных чертах. Так какие же все-таки татары? По словам председателя центра, у этноса есть свои особенности.

«У нас, как и у всех мусульман, очень развито почитание старшего поколения. Татары — трудолюбивые люди, любят красивые вещи, чистоту. Если вы приедете к ним в деревню, то увидите, что все убрано, дома как с иголочки. Еще одна черта — гостеприимность. Татарин никогда не приедет в гости без угощений и не отпустит гостя, не накормив его», — объясняет она.

И по сей день, говорит Флора Зинатуллина, татарские женщины и мужчины стараются соблюдать традиции своего этноса. Несмотря на то, что сейчас много смешанных браков, предпочтение они все же отдают представителям своего народа — сближают общие обычаи, традиции и культура.

«Историю своей страны и народа нужно сохранять всегда и везде, не только в год культурного наследия. Если мы будем передавать все то, что мы накопили веками своим детям, мы никогда не забудем свои корни, где бы мы ни жили, какой бы мы ни были национальности. Важно помнить свою историю и нести в массы ту культуру, которую мы представляем. Национальность — это про то, кем ты чувствуешь себя внутри», — заключила Флора Зинатуллина.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру