Марина Танкова — о восхождении на самую высокую точку Южной Америки

Аконкагуа открывается не каждому

Гора Аконкагуа притягивает тех, кого не пугают сложные задачи, кому не страшен ветер силой до 120 метров в секунду, мороз и постоянная усталость. Покорить высоту могут только сильные духом, готовые испытать себя на прочность. В числе тех, кто дошел до вершины, барнаульская альпинистка Марина Танкова.

Аконкагуа открывается не каждому
Фото: из архива Марины Танковой

Пять из десяти

— Марина, чем значимо в альпинистском сообществе восхождение на Аконкагуа?

— Вообще-то эта гора не считается технически сложной. Для восхождения не требуется специального альпинистского снаряжения, кроме «кошек» и ледоруба. Тем не менее процент успешных подъемов на ее вершину составляет 35-40%. Сложность в самой высоте и в суровых погодных условиях на склонах горы. Даже летом температура там всегда ниже нуля. Зимой на вершине — минус 40 градусов и это при сильном ветре, порывы которого могут доходить до 120 метров в секунду.

Лично для меня это была самая высокая гора, на которую мне удалось подняться. До этого моим пределом были Эльбрус и Килиманджаро. Аконкагуа — практически семитысячник. И это совершенно другие ощущения, даже когда находишься в штурмовом лагере, расположенном на высоте 6 100 м. Там ты не можешь спать, нормально есть, у тебя постоянная ноющая головная боль и дикая слабость. Все это связано с высокогорьем, которое каждый переносит по-своему. Наша группа состояла из десяти человек, до вершины дошли только пятеро. Хотя все ребята были хорошо подготовлены физически, имели опыт в восхождениях. Но из-за плохого самочувствия им пришлось спуститься.

— А у вас не было желания развернуться назад?

— Было сложно, но чувствовала я себя не так уж и плохо, чтобы отказаться от восхождения. К поездке готовилась основательно: ежедневная пробежка по утрам, тренировки в спортзале, в выходные — лыжи. Единственное, что пугало, это незнание того, как мой организм отреагирует на такую высоту. Но, когда прибыли на место и начали восхождение, все страхи прошли. Там начинаешь думать совсем о другом. Самыми сложными были последние 100-200 метров. Усталость, слабость валили с ног. А еще стойкий запах ультрафиолета, который тоже действовал на меня отрицательно. Но сил хватило.

— Что чувствует человек, пройдя через суровые испытания и достигнув цели?

— При восхождении наша команда немного растянулась, так как каждый выбирал темп, с которым может двигаться. На вершину вместе с гидом пришла первая из группы. Устала, сняла рюкзак, села — и покатились слезы... Это были какие-то внутренние ощущения, эмоции. Важность события осознала, только когда вернулась домой.

Лучше гор могут быть только горы

— Что увидели на вершине?

— Практически ничего. Когда мы поднялись, погода резко испортилась. Пошел снег, поднялся ветер. Поэтому полюбоваться красотами не удалось: сделали несколько фотографий и стали спускаться. У меня есть традиция привозить домой камушек с вершины, но там просто нечего было взять….

— И сколько вы там пробыли?

— Минут 20-25, не больше. Само восхождение (подъем-спуск) с периодом акклиматизации заняло 19 дней. Два дня ждали на высоте 6 100 м, когда установится погода. Но нам, можно сказать, повезло. Ребята из Венгрии, которые были в нашей команде, рассказывали, что несколько лет назад они делали попытку восхождения на Аконкагуа. Просидели в штурмовом лагере четыре дня, но ветер так и не стих. У них были куплены билеты, пришлось спускаться, чтобы не опоздать на самолет.  

— И ради этих нескольких минут стоило идти на такие жертвы?

— Тот, кто не ходил в горы, наверное, меня не поймет. Но попытаюсь объяснить. Это преодоление трудностей на грани выживания, а затем непередаваемые ощущения: «Я это смог!» Оказавшись на вершине, часто испытываешь, как мне кажется, мистические чувства.

— То есть отпуску на берегу моря вы предпочтете поход на очередную вершину?

— Несколько лет назад отдыхала в Турции. Да, хорошо, комфортно. Но это не мое. Нет тех ощущений, переживаний, эмоций, которые испытываешь, когда совершаешь восхождение. Для себя решила так: пока есть силы, здоровье, желание — буду ходить в горы.

— Какие планы на ближайшее время?

— В прошлом году мы ходили на Килиманджаро (5 895 м), в 2016 году — был Эльбрус (5 642 м), в этом — Аконкагуа (6 962 м). Как видите, идем на увеличение. В будущем году планируем подняться на пик Ленина в Киргизии. Его высота над уровнем моря 7 134 метров. К тому же эта гора посуровей, сложнее в техническом плане.

— Чем сложней, тем интересней?

— Технически сложные вершины важны для сдачи спортивных нормативов. А для меня альпинизм сейчас не спорт. Хобби. Мне важно, чтобы восхождение доставляло удовольствие. Хочется побывать в разных красивых местах, посмотреть мир…

Достойно уважения

— Что больше всего запомнилось во время поездки в Аргентину?

— Конечно, само восхождение. Оно заняло практически все наше время пребывания в Аргентине. Поразило трепетное, бережливое отношение местных жителей к природе. Склоны Аконкагуа идеально чистые, мусора нет нигде. За этим там строго следят. На протяжении всего маршрута увидели пару фантиков от леденцов. Гиды их тут же подобрали. Представляете, на высоте свыше шести тысяч метров устанавливались специальные палатки без дна для туалетов. Все отходы герметично упаковывались в мусорные мешки и спускались вниз.

— Как было организовано питание? Чем кормили?

— В базовом лагере была отдельная палатка под кухню. Там нам готовили полноценную еду: первое, второе, компот… Вот, правда, суп сложно было назвать супом. Скорее что-то жиденькое, без мяса, картошки и других привычных нам ингредиентов. На подъем брали с собой сухпайки: орехи, курагу, изюм, энергетические батончики. Гиды заваривали какие-то смеси из круп, но, честно сказать, есть их было сложно. Недоваренные макароны тоже не шли. Важно было пить много воды, так как на высоте происходит сильное обезвоживание. На горелках топили снег, заливали в термос и несли с собой.

— Интересовались, откуда гора получила такое название?

— Этого точно никто не знает. Есть несколько вариантов. Например, в переводе с арауканского языка слово «акон» означало камень и «кагуа» страж (каменный страж). Аконкагуа считается священным местом среди местного населения, а восхождение на нее — чем-то невероятным и достойным уважения.

— Команда была интернациональная. Как вы общались?

— В группе были русские, венгры, американцы, немцы. Общались на английском. За время похода сплотились, сдружились. И сейчас поддерживаем отношения, переписываемся.

— Говорят, альпинистская дружба особенная…

— Альпинисты вообще люди особенные. Они пропитаны духом гор, путешествий. У них особое отношение к окружающим, к природе, к дружбе. Может быть, прозвучит банально, но мы вместе и в горе, и в радости.

Справка: Аконкагуа (исп. Aconcagua) — высочайшая вершина в Андах, расположена на территории аргентинской провинции Мендоса в 15 км от границы с Чили. Ее высота составляет 6 960,8 метра над уровнем моря. Это высочайшая вершина в мире за пределами Азии, а также Аргентины, Южной Америки, западного и южного полушарий. Аконкагуа входит в список семи вершин. Неофициальное название — Колосс Америки (исп. Coloso de América). Первое восхождение на вершину было совершено 14 января 1897 года Маттиасом Цурбриггеном, который добрался до вершины в одиночку.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 21 февраля 2018

Заголовок в газете: Аконкагуа открывается не каждому

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру