Как в Алтайском крае пытаются вывести граждан из теневой экономики

И один в поле воин, если «по-самозанятому» скроен

Может, лень и наша национальная черта, но от возможности подколымить или «срубить халтуру» мы редко отказываемся. Дополнительные доходы, случайные или постоянные, есть у половины населения, и чаще всего они неофициальные. Для государства такие граждане — недополучение налогов и пенсионных отчислений. Властям пока не удается уговорить самозанятых начать работать «в белую». В условиях кризиса и нестабильности в экономике число людей, вовлеченных в теневую занятость, продолжает расти. «МК на Алтае» попробовал ответить на вопрос, удастся ли правительству легализовать «серые» доходы.

И один в поле  воин, если «по-самозанятому» скроен

Граждане не осуждают уход от налогов

Министр труда Максим Топилин говорил, что самозанятых в стране 15 млн человек. По подсчетам Росстата, в скрытом секторе экономики трудятся 25 млн, а эксперты РАНХиГС называют цифру 30 млн. А это уже 40% экономически активного населения страны. В Алтайском крае, с его преимущественно сельским укладом жизни, их доля может быть и выше. Хотя власти региона регулярно отчитываются о борьбе с неформальной занятостью и заключении трудовых договоров между работодателями и неофициальными сотрудниками. Однако все опрошенные нами на условиях анонимности фрилансеры заявили, что не видят никаких преимуществ выхода из тени и продолжат подрабатывать без трудоустройства.  

Почему в России высока доля теневой экономики? По словам Анатолия Ижболдина-Кронберга, доцента кафедры экономики, менеджмента и маркетинга Барнаульского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, для этого есть несколько причин: периодически повторяющиеся, чаще, чем в других странах, кризисы и дефекты государственной экономической политики.

«Бизнес не считает налоговую политику государства справедливой и потому использует любые лазейки для ухода от налогов, — отмечает эксперт. — Система налогообложения в России не подкреплена традиционными моральными нормами нашего народа. По опросам, 22% граждан оправдывают торговлю мимо кассы, 45% опрошенных считают, что мелкие бытовые услуги — личное дело каждого, оно не должно интересовать налоговые органы. Наши соотечественники склонны к дешевизне. Меньше налогов и контролирующих инстанций — ниже конечная цена товара или услуги. Есть и низкий уровень доверия к государству. Например, большинство россиян не верит в эффективность пенсионной реформы. То же самое можно сказать и о других «услугах», за которые мы платим государству».

Но поймать за руку каждого фрилансера или отличить его от обычного безработного не так-то просто. Для начала власти попробовали договориться по-доброму. Предложили некоторым категориям самим регистрироваться в качестве самозанятого взамен на освобождение от налогов в 2017 и 2018 годах, а потом платить ежегодно страховой взнос. В середине 2017 года были внесены поправки в Гражданский кодекс РФ. Фактически эта попытка провалилась. Из 15-30 млн теневых фрилансеров на 1 декабря 2017 года, по данным Федеральной налоговой службы (ФНС), оформиться согласились лишь 813 человек со всей страны. Эксперты сомневаются, что этот путь станет благом для граждан, предпочтительнее может быть вариант решения через самозанятость проблемы безработицы.

«Государство пытается получить дополнительный источник пополнения казны, а не решить проблемы людей, — констатирует Ижболдин-Кронберг. — Еще древние говорили: «do ut des — даю, чтобы ты дал». Опыт развитых стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), показывает, что самозанятость у них изначально была способом помочь решить проблемы безработицы. Причем, в отличие от нас, там этим озаботились уже давно: в 1970-е годы — Франция, позже Великобритания, в 1980-х — США. С начала 2000-х в большинстве стран ОЭСР темпы увеличения числа работающих в сфере самозанятости превышали темпы роста общей занятости. Подъем был сконцентрирован в быстроразвивающихся секторах экономики, таких как сфера деловых и социальных услуг. В самозанятости отмечается более высокая интенсивность труда при повышенной ответственности за результаты, однако это компенсируется сознанием независимости и чувством личного удовлетворения от выполнения работы. Повышенный интерес к этой сфере наблюдался среди молодежи со средним и более высоким уровнем образования, а также у высококвалифицированных специалистов старших возрастных категорий. Правительства почти всех стран ОЭСР внедрили схемы помощи безработным в организации собственных ИП. Многие страны недавно ввели программы, ориентированные на привлечение молодежи и женщин в сферу самозанятости».

Вместо дорогой нефти и дешевых кредитов — карманы граждан

Похоже, правительство поняло, что одним предложением налоговых каникул ситуацию не исправить. Недавно Минэкономразвития предложило другой способ. По словам министра Максима Орешкина, самозанятым нужно предоставить удобный режим налогообложения и перейти к транзакционным налогам. То есть фрилансер должен платить процент по факту оказания услуг, но если он ничего не делал и не заработал, то ничего не задолжал. Кроме того, как считает глава МЭР, за легализацию стоит предоставлять дополнительные преференции: например, льготы по банковскому кредитованию. С такой мотивацией им будет выгодно выйти из тени, полагает чиновник.

Ижболдин-Кронберг тоже видит несколько решений, чтобы людям стало выгодно показать государству свою деятельность. В их числе создание новой категории работников с четкими, законодательно прописанными правами и обязанностями. Упрощение формата регистрации самозанятого, к примеру, в онлайн-режиме через портал госуслуг. Или обязать квалифицированные онлайн-биржи наделять статусом самозанятых и отчитываться перед государством об их фактической активности. Возможно введение патентов, которые упростят формат отчетности, без регистрации ИП. Как вариант, разрешить получать работу через квалифицированные онлайн-агрегаторы, которые будут собирать информацию о заказах и клиентах, выполняя роль налоговых агентов перед государством с обязательным отчислением фиксированного процента от дохода каждого. Дать возможность использовать личные банковские счета. Разрешить им выплаты наравне с ИП, без удержания 13% НДФЛ и социальных взносов. Налоги могут быть удержаны на уровне патентов или обязанность по их уплате передана квалифицированным платформам-агрегаторам, которые будут отчитываться перед государством.

Есть мнение, что самозанятые в какой-то степени полезны. В отличие от бюджетников и «белых» они не требуют повышения зарплат, многомиллионных вложений в спасение градообразующих предприятий, индексации выплат и прочих расходов социально ориентированного государства. Более того, самостоятельно зарабатывают и тратят деньги на еду, одежду, технику и т. д., пополняя бюджет косвенными налогами и подогревая потребление и экономику. С этой гипотезой Ижболдин-Кронберг не согласен. «Никто там наверху так много и изощренно не думает, все гораздо проще, — подчеркивает он. — Раньше были, а сейчас сокращаются традиционные халявные источники пополнения казны: дорогая нефть, дешевые западные кредиты и т. п. Приходится переходить на «подножный корм», т. е. на доходы граждан».

Пока просят по-хорошему

Остается только гадать, на что может пойти государство, чтобы убедить выйти из тени уже не уговорами, а более жесткими мерами, несмотря на то, что они вызовут социальное напряжение. Это могут быть ужесточения для юрлиц, пользующихся услугами «шабашников». Ударом по фрилансерам может стать принятие закона о декларировании расходов человека за отчетный период, мораторий на крупные покупки и услуги. Банки уже отслеживают транзакции на предмет признаков легализации доходов, полученных преступным путем.

Никуда не денутся и надзорные органы. Например, вот так поступают с имуществом юрлиц, не заплативших налоги. Как сообщила «МК на Алтае» Татьяна Доценко, начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Алтайского края, в 2017 году активизирована работа налоговых органов по обеспечению исполнения решений о взыскании налогов, пеней и штрафов путем ареста имущества организации-налогоплательщика. В соответствии со ст. 77 Налогового кодекса РФ органами прокуратуры края за 2017 год рассмотрено 230 заявлений ФНС на арест имущества юрлиц в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов, которые санкционированы на сумму 196 млн рублей (за 2015 год — 194 млн, 2016 год — 176 млн). После применения санкции по состоянию на 1 января 2018 года организациями погашены долги на 111 млн рублей.

Но пока в пресс-службе УФНС России по Алтайскому краю «МК на Алтае» сообщили о мягких способах легализации самозанятых, уточнив, что комментировать предполагаемые шаги и законопроекты не имеет смысла. Как значится в ответе руководителя группы по взаимодействию со СМИ Екатерины Шакировой, налоговые органы Алтайского края готовы к учету самозанятых граждан, оказывающих услуги физическим лицам для личных, домашних или подобных нужд, но не оформивших ИП. Для отдельных категорий — репетиторов, домработниц, нянь и сиделок — действует нулевая ставка по налогу на доходы, полученные в 2017 и 2018 годах. «Предоставление налоговых льгот — эффективный механизм стимулирования осуществления деятельности в соответствии с действующим законодательством, — говорится в ответе. — Однако немалую роль в процессе вывода «из тени», играет повышение налоговой культуры, правосознания граждан. В этом направлении налоговые органы края ведут просветительскую работу. Учитывая, что сейчас самозанятые выпадают из-под налогообложения, их легализация в той или иной мере будет иметь положительные последствия для бюджета. Но в силу отсутствия закона, вводящего дополнительные налоговые преференции для самозанятых граждан, оценить масштаб этих последствий не представляется возможным».

Сюжет:

Пенсионная реформа

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 14 февраля 2018

Заголовок в газете: И один в поле воин, если «по-самозанятому» скроен

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру