Как будут защищать школьников в Алтайском крае

Образовательные учреждения региона классифицируют по степени защищенности

01.02.2018 в 11:40, просмотров: 672

В Алтайском крае продолжается реализация Постановления Правительства РФ от 7 октября 2017 года об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов и территорий Минобрнауки России. Сейчас активно проводится паспортизация школ, которую планируется завершить до 1 марта. На основании проведенных мероприятий образовательные учреждения классифицируют по степени защищенности. В зависимости от присвоенной категории будут организованы соответствующие охрана и техническое оснащение. Как обеспечивают безопасность детей и какие изменения в этой сфере принесет 2018 год, разбирался корреспондент «МК на Алтае».

Как будут защищать школьников в Алтайском крае

Нарушения устранили

О том, какие мероприятия планируется выполнить в школах в этом году, рассказала заместитель министра образования и науки Алтайского края Инесса Долженко. По ее словам, вопросы защищенности учащихся находятся на постоянном контроле ведомства. В крупных населенных пунктах здания, где проводятся уроки, оборудованы системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией и тревожными кнопками с возможностью вызова экстренных служб. Некоторые объекты образования в городах используют турникеты на входе и охраняются частными охранными предприятиями (ЧОП).

В сельских учебных заведениях за порядком на территории преимущественно следят штатные сотрудники. Их регулярно инструктируют и обучают специалисты правоохранительных органов и МЧС России. Независимо от места положения объектов, везде организован пропускной режим.

— В настоящее время предприняты дополнительные меры безопасности. Проводятся проверки ЧОП, усилен контроль над деятельностью людей, которые занимаются охраной учреждений. Все выявленные неисправности  в работе видеокамер и нарушения в ограждении периметра устранены. 

Круглосуточная слежка

Постановлением Правительства РФ требования к антитеррористической защищенности объектов ужесточили. Чтобы привести учреждения образования в соответствие с предъявляемыми критериями, ведется их обследование и паспортизация. По итогам проверок проведут категорирование по степени защищенности. Класс опасности будет выше там, где больше общая численность учащихся и педагогического коллектива.

— Будет три категории объектов, к которым устанавливаются дифференцированные требования к оснащению инженерно-техническими средствами защиты и охраны объекта. При категорировании учитывается ряд факторов. В первую очередь это численность обучающихся. Также имеет значение материальный ущерб, который может понести учреждение в результате совершения террористического акта, — объясняет Инесса Долженко.

К третьей категории относятся малокомплектные школы и учреждения дошкольного образования, где численность не превышает ста человек. Перечень мер безопасности для них составляют требования, обязательные для всех учебных заведений. Это пропускной режим, четкий контроль над въездом на территорию транспортных средств, поддержка исправного состояния инженерно-технических средств и системы охраны, бесперебойная связь и другие меры, которые на сегодня уже практически все реализованы.

Вторая категория — до 500 человек. К перечисленному добавляется оснащение системами видеонаблюдения как дневного, так и ночного видения. Охранять их должны ЧОП.

Первая категория — свыше 500 человек. Такие здания планируется оборудовать автоматическими замками и воротами, а также видеокамерами, которые охватывают не только входы и выходы, но и всю территорию.

Стоит отметить, что подсчет производится не по общему числу учеников, а по количеству людей, которые находятся в здании одновременно. Поэтому школы первой категории можно будет встретить только в городах.

«Работа уже почти на финальной стадии. На многих объектах она завершена, — констатирует Долженко. — По результатам аудита мы будем видеть, какие позиции в охране объектов необходимо усиливать. В дальнейшем специалисты рассчитают, какие средства на это потребуются».

Новые требования к антитеррористической защищенности объектов образования вступают в силу с 1 марта 2018 года. После этого у региональной комиссии будет месяц на составление актов и паспортов безопасности. Полностью реализовать комплекс мер планируется к октябрю. К этому времени должны быть подготовлены нормативно-правовые акты и определена стоимость переоснащения.

Реестр нежелательных сайтов

В современном мире угрожать здоровью школьников может не только ситуация в реальной жизни, но и информация в виртуальной. И здесь чиновники Алтайского края нашли выход: они придумали реестр сайтов, содержащих нежелательный для детей контент. Доступ к ним будет блокироваться в образовательных учреждениях региона.

Создание черного списка обусловлено тем, что включение сайтов в число запрещенных на территории РФ — длительный процесс, в то время как школьные провайдеры могут ограничить доступ к ним в течение дня с момента включения адреса сайта в реестр. О нюансах формирования и функционирования реестра рассказала начальник сектора информатизации образования краевого Минобрнауки Евгения Дюкова.

По ее словам, реестр будет постоянно обновляться. Принять участие в его формировании может любой житель Алтайского края. Для этого нужно заполнить предложенную форму по ссылке ibmessages.edu22.info, указав адрес вредного для детей сайта и причину его отнесения к ресурсам, содержащим негативную информацию. Если гражданин оставит данные своей электронной почты, то ему придет ответ о принятом решении.

— Реестр представляет собой некую программу, которая будет принимать сообщения от активных граждан. В систему входят эксперты и оценивают, является ли контент негативным или нет. Администратор ресурса, видя голоса, которые поставили эксперты, отправляет ссылку в сам реестр либо в архив не включенных в него, — поясняет алгоритм работы Евгения Дюкова.

В составе специального экспертного совета работают специалисты краевых органов власти, которые занимаются вопросами информационной безопасности, регионального управления по культуре и архивному делу, педагоги и студенты старших курсов вузов, которые обучаются на факультетах педагогической, юридической и социологической направленности.

После того как сайт вносится в черный список, все провайдеры, предоставляющие услуги подключения к Интернету образовательным организациям и использующие реестр, размещают ссылку в список фильтра. Таким образом, выходя в Интернет на школьном компьютере, ребенок не сможет перейти ни на один из признанных нежелательными сайтов.

О том, чтобы дети не нашли негативный контент в Сети через свои персональные мобильные устройства, должны заботиться уже родители. Для этого существуют специальные информационные продукты от провайдеров, некоторые из которых платные.

Примечательно, что список запрещенных сайтов публиковаться не будет. Даже при желании родителям не дадут с ним ознакомиться. В Минобрнауки Алтайского края аргументировали такое решение тем, что не стоит распространять информацию, которая потенциально может причинить вред.

Психолог по скайпу

Как это ни парадоксально звучит, но порою школьников нужно защищать от них самих. Для этого в учебных заведениях организована психологическая помощь. О нововведениях в этой области рассказала психолог отдела воспитания и дополнительного образования регионального Минобрнауки Людмила Слободчикова.

По ее словам, психолого-медико-педагогическая помощь оказывается детям, испытывающим трудности в обучении, развитии и социальной адаптации. Для индивидуальной работы до 14 лет для этого требуется согласие и заявление родителей. Без их согласия психологи проводят групповую работу, профориентационные занятия, тренинги на развитие коммуникативных навыков.  С 15 лет подросток уже может самостоятельно обратиться к школьному профильному специалисту.

— Третий год мы активно развиваем такой вид помощи, как дистанционный, — делится Людмила Слободчикова. — Для этого существуют базовые кабинеты и центры. С психологами можно общаться по скайпу, телефону и электронной почте.

Информирование об этом проводится на родительских собраниях. Также подробные сведения представлены на сайтах образовательных организаций.

Еще одним новшеством стало размещение тематических публикаций в электронных дневниках. Через него проводится рассылка информации, которая включает в себя советы и контакты специалистов. Проект запустили в 2017 году.