Легенды о городах и жителях Алтайского края - от XVIII века до наших дней

Какие мифы о регионе можно найти в путеводителях для туристов?

Алтайский край овеян легендами. Горнозаводское прошлое региона, жизнь обычных людей и исторических личностей нашли отражение в полуправде сказочных и мистических историй, сохранившихся благодаря краеведам и литераторам. Одни из самых старых относятся к XVIII веку, когда на Алтай прибыл промышленник Акинфий Демидов. Впрочем, даже в XXI столетии слагаются новые легенды. Истории, которые вы могли не знать, — в специальной рубрике «МК» к юбилею региона.

Какие мифы о регионе можно найти в путеводителях для туристов?
Акинфий Демидов.

О промышленниках и людях

Многим знакомы истории о подземных коридорах, легенда о Голубой даме, якобы замурованной в стенах дома начальника Колывано-Воскресенского горного округа (в Барнауле, на пр. Ленина, 18), сказание о Беловодье с молочными реками и кисельными берегами. На деле вокруг древнего Алтая, а также Алтайского края и его жителей сложилось огромное множество легенд, изучение которых может занять несколько дней. Немало рассказов о городах края теперь украшают путеводители по населенным пунктам для привлечения туристов. Львиная их доля связана с именем основателя горнозаводской промышленности в Сибири и на Урале Акинфия Демидова. В том числе о том, что заводчик, боясь возмездия за сокрытые от императрицы деньги, затопил секретные подвалы, в которых его люди якобы чеканили серебряные рубли. Поговаривают, что до сих пор Алтайская земля хранит демидовское серебро, которое можно найти, если знать историю развития горнорудного дела в регионе.

Много легенд сохранилось об Иване Ползунове, который прославился не только как создатель «огненной машины». В числе его изобретений — судно дощаник, способное плавать по мелким речкам. У него же был флюгер и барометр — первый в Барнауле. Как пишут краеведы, Ползунова считали колдуном, да и вообще вокруг его фигуры ходило много сказок и вымыслов. Как рассказывал в одном из интервью писатель Марк Юдалевич, народ его побаивался, «ведь он поймал жар-птицу, посадил ее в машинную хоромину и заставил трудиться на людей».

Напрямую с промышленным прошлым региона связана легенда о Барнауле как городе, дарующем богатство. Улицы городского центра в XIX веке мостили шлаком. А поскольку, как утверждается, в то время процесс извлечения серебра был не совершенен, велика была вероятность нахождения в стройматериале частичек драгоценного металла. Отсюда следует, что с того времени барнаульцы ходят по улицам, «усыпанным серебром».

Еще одна история объясняет существование таких выражений, как «Барнаул — столица мира» или «Барнаул — уголок Петербурга». «Цивилизованным городом Сибири» краевую столицу назвал некогда Карл Фридрих Ледебур, известный ботаник, профессор Дерптского университета, бывавший в городе в 1826 году. Гость отмечал приличный тон в обществе, наличие среди горных офицеров образованных, воспитанных в Санкт-Петербурге людей. «Вся обстановка в городе как в утонченных европейских кругах», — писал автор.

Часть легенд вокруг региона связана с образом жизни рабочего люда. Так, существование заводчан в XVIII-XIX веках, по оценкам исследователей, было настолько невыносимо, что многие были готовы взять на себя любое преступление и отправиться отсюда на каторгу. Другие предпринимали попытки бежать, но их ловили и наказывали. Отсюда в истории остался образ удачливого беглеца, положенный в основу легенды о Сороке — неуловимом человеке, который «улетал вместе с дымом».

Исследователи алтайских городов рассказывают свои легенды. К примеру, знатоки прошлого Змеиногорска утверждают, что существует четыре варианта легенды о закладной жертве, которая потребовалась, чтобы устранить существовавшую в конце XVIII века проблему ежегодных прорывов плотины на реке Змеевка. Строители якобы решили, что плотина требует заклания живого человека. На месте аварий решили замуровать, по одной версии, девушку, по другой — казака. С тех пор плотина стояла крепко и радовала народ. В других вариантах легенды утверждается, что сооружение построено «на трех головах».

Отдельной строкой идут легенды о причудах состоятельных жителей алтайских поселений, в том числе о бийских купцах. Одна из них связана с Михаилом Сычевым, бывшим хозяином дома на улице Советской, 3, в нынешнем наукограде. Младший сын почетного гражданина Михаил Михайлович, или Миня, получил у бийских обывателей прозвище Дуропляс. Окончив один из швейцарских закрытых пансионов в 1912 году, он вернулся в окраинный Бийск и, как поговаривали, то ли от безысходности, то ли от неудачного брака, начал «чудить». Миня вместе с отцовскими приказчиками на полной скорости любил гоняться на автомобиле за стадами гусей, свиней, кур, которых держали местные жители. При этом хозяева живности якобы часто сами кидали животных под колеса, и тому есть логичное объяснение: Минька всегда честно и даже с переплатой рассчитывался за каждое загубленное животное.

Впрочем, и в XXI веке возникают новые легенды. Чего стоит история о существовании в краевой столице собственного метрополитена. У него есть сайт, наполненный вполне реалистичным контентом: историей строительства подземки, берущей начало в 1972 году, архивными фотографиями, новостями и сообщениями о наборе сотрудников. Не все к выдумке, воплощающей мечты горожан, относятся с юмором. В 2014 году СМИ растиражировали историю о том, что жительница Нью-Йорка пожаловалась на неуместность розыгрыша в приемную президента РФ.

Загадки пригорода

В краеведческой литературе можно найти немало интересных сведений о топонимических объектах, которые также хранят собственные истории. Не исключено, что в паспортах барнаульских старожилов в графах места рождения до сих пор сохранились такие наименования, как поселок Дания, Голландия или Сахалин. Зачастую рассказы, объясняющие их наличие, больше похожи на домыслы и легенды. Так, некогда существовавший поселок Порт-Артур из нескольких десятков избушек (к месту можно выйти, пройдя от места, где раньше располагался кинотеатр «Алтай» в нагорной части Барнаула, прямо к берегу Оби) якобы был назван так, потому что его основателями были участники сражений с японцами в Порт-Артуре. Версия эта, как утверждают краеведы, маловероятна и ничем не подтверждается. Скорее всего, наименование этой территории, как и других бедняцких выселков — Дании, Голландии, — самоирония поселенцев. В случае с Порт-Артуром она могла быть связана с частыми подтоплениями этой территории.

Еще одна овеянная легендами точка на карте Барнаула — Дунькина Роща на месте АлтГТУ. В начале прошлого века здесь был пригород. По одному из преданий, название роще дал трагический случай — самоубийство молодой девушки. Другая версия сохранилась из воспоминаний солдат барнаульского гарнизона, казармы которого примыкали к роще. Якобы, воспользовавшись удачной локацией, некая Дуня открыла здесь магазин для «раздробительной продажи вина» — на розлив. Солдаты нередко проводили свободное время в роще и дали соответствующее название месту. По данным краеведов, оно было не просто народным, но вошло в официальные документы. Так, в Госархиве есть скрепленный печатями «План Дунькиной Рощи».

Исследователи топонимических курьезов проливают свет также на наличие в Барнауле переулка Зайчанского. Впервые истоки наименования встречаются на карте XVIII века. На запад от нынешней Демидовской обозначена Заячья площадь. Есть сведения, что здесь находилось самовольное поселение. Прибившиеся к заводскому поселку копали на этой территории землянки и получали народное прозвище «зайцы», а в официальных документах — «самовольные посельщики». Со временем, обживаясь, они строили здесь добротные избы и основали Прудские улицы. К концу XIX века протянулось уже девять Прудских. За микрорайоном все-таки закрепилось название Зайчанского. В начале 20-х годов прошлого века был даже Зайчанский район города.

А вот версия интересного именования другой территории — Борзовой Заимки — документально нигде не подтверждается. Утверждается, что ее могли назвать в связи с делом, которым занимались местные жители. Так, если в Капустной и Картофельной заимках выращивали овощи и корнеплоды, в Борзовой — натаскивали и учили борзых, охотничьих собак. 

Легенды, якобы раскрывающие тайны Алтайского края, подчеркивающие его уникальность и особость, можно найти с отсылками почти к каждому географическому объекту региона. Но превосходит любую выдумку по масштабам утверждение, сделанное в XXI веке учеными — теми, кто изучает историю не по преданиям старожилов, а по археологическим находкам, сделанным в том числе в Денисовой пещере. По их сведениям, собрано достаточно данных в пользу версии о том, что Алтай — один из центров развития древнейших людей. По утверждениям ученых, вскоре может быть поставлен вопрос о включении территории в зону возникновения человека.

P. S.: Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала библиографу Галине Гончаренко и отделу краеведения Алтайской краевой универсальной научной библиотеки имени В.Я. Шишкова.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 12 апреля 2017

Заголовок в газете: Выдуманное наследие

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру