Эксперты обсудили развитие туризма в Алтайском крае

Алтайский край в 2016 году посетили два миллиона туристов

Турпоток в Алтайский край продолжает расти на фоне сохраняющегося высокого спроса на внутренний туризм. «Бирюзовая Катунь» не испытывает особого дефицита инвестиций. Белокуриха и Яровое загружены полностью. В то же время раскрученным объектам не хватает современных гостиниц и качественного сервиса, но это только на руку местному населению, готовому возместить недостаточное количество предложений домами и квартирами. Эти глобальные и локальные темы обсуждали алтайские эксперты на состоявшемся накануне круглом столе по развитию туризма.

Алтайский край в 2016 году посетили два миллиона туристов

С минимальной погрешностью

В 2016 году Алтайский край, согласно официальной статистике, посетили два миллиона туристов, 85% из которых ночуют в регионе один-три дня. Несмотря на некоторую настороженность по отношению к этой статистике, эксперты уверяют в достоверности информации. Во многом это обусловлено новой методикой подсчета, используемой курортами всего мира. С недавнего времени и в России стала применяться единая система подсчета отдыхающих для всех регионов. По ней туристом считается человек, выехавший хотя бы на одну ночевку с места постоянного проживания. Общую статистику помогают дополнить данные отелей, музеев, роуминга мобильных операторов.

«Нельзя сказать, что существуют универсальные методики, которые полностью могли бы удовлетворить всех интересующихся, — обратился к научному подходу Александр Редькин, заведующий кафедрой рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга АлтГУ. — Это применительно и к туризму. Но методы, используемые в России и Алтайском крае, дают достаточно близкий к действительности результат, эти параметры объективны».

Он высказал мнение, что абсолютно точная статистика посещаемости без погрешности станет реальнее, когда люди полностью откажутся от наличных денег, что позволит отследить все перемещения по электронным платежам. Однако у этой идеи нашлись противники. Представители сельского туризма заявили, что некоторых туристов привлекают именно отсутствие связи и отрыв от цивилизации. Соответственно, там в хождении только наличные, а значит, эти места потеряют изюминку.

Инвесторы стоят на пороге с двумя миллиардами рублей

Взаимосвязанные показатели успешного развития туристической отрасли — посещаемость и инвестиции. Без вложения денег в инфраструктуру и сферу развлечений невозможно привлечь гостей. В свою очередь, инвесторам интересны места с хорошей заполняемостью, за счет которой можно быстро «отбить» вложенные средства. Примером такого проекта в крае участники круглого стола назвали особую экономическую зону туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь». Недавно в нее вошли два новых якорных резидента, которые обещают вложить туда 1,6 млрд рублей.

«Мы наблюдаем ежегодный рост турпотока на 10-15%, — сообщил Алексей Репин, генеральный директор «Бирюзовой Катуни». — У нас фиксированный въезд на территорию, и мы можем отследить показатели. В 2016 году нашу турзону посетили 400 тысяч человек. Если раньше основными точками притяжения были искусственное озеро и Тавдинские пещеры, то теперь раскрутились и другие объекты и виды отдыха: пасека, рыбалка, событийные мероприятия: День России, «Цветение маральника», фестиваль «Битлз».

По его словам, в качестве резидентов в туркомплекс вошли две компании. Одна из них вложит 1,1 млрд рублей, которые направят на строительство гостиничного комплекса для состоятельных туристов. Другая инвестирует 500 млн рублей на возведение гостиницы на 120 мест. Оба объекта должны заработать в 2020 году. Всего в «Бирюзовой Катуни» 19 участников. Ожидается, что в этом году добавятся еще два с инвестициями 300 млн рублей.

Но если у ОЭЗ еще есть немалые резервы для роста, то раскрученные Белокуриха и Яровое переполнены. По информации Олега Акимова, заместителя генерального директора АО «Курорт Белокуриха», их номерной фонд с трудом справляется с потоком туристов.

«В 2014 году загруженность номерного фонда составляла 80 процентов, в 2016 году выросла до 88 процентов, — отметил Акимов. — Это и хорошо, и одновременно тяжело — страдает сервис. Порой нет времени, чтобы начать ремонт некоторых номеров, поскольку в них постоянно кто-то живет. Выросла и глубина продаж: клиенты бронируют санатории за несколько месяцев».

По его мнению, полноценный запуск «Белокурихи-2» снимет напряжение со старого курорта. Он считает, что инвесторов сдерживают лишь сложности с инфраструктурой. Когда на территорию в достаточных объемах придут электричество и газ, построят хорошие дороги, то проект заработает на полную мощность. Директор «Алтайтурцентра» Татьяна Сажаева считает, что при заходе на объект инвестор рассчитывает загрузку примерно на 30%. По России это считается стандартом для безубыточной работы, а 60 — уже лидирующими позициями. Загрузка от 80% — «вообще нонсенс для страны». Гостиницы Сочи, Крыма, Москвы, Санкт-Петербурга не могут похвалиться такими показателями. Впрочем, Акимов представил данные дорогостоящих санаториев, отдыхать в которых может позволить себе далеко не каждый турист. В номерном фонде небольших гостиниц и на рынке посуточной аренды частного жилья все не так критично, и мест достаточно.

В Яровом можно купаться

Вопреки разного рода страшилкам из разряда «одна бабка сказала», никакой опасности попадания химических отходов в озеро Большое Яровое не существует. Это с полной уверенностью утверждает местный эколог Иннокентий Боярский. Он подчеркнул, что за год в водоеме берутся 80 проб, летом — каждые 10 дней. Забор воды производится в нескольких местах: в зоне купания, на расстоянии 50 метров от берега и на глубине один метр. «Превышения по микробиологическим и санитарно-химическим показателям не обнаружено, — заключил эколог. — Все показатели соответствуют требованиям СанПиН и по гигиене охраны поверхностных вод».

Представители туротрасли, у которых водоем — главный козырь, единогласно отметили, что им не хватает хороших гостиниц и их возведение должно стать точкой притяжения потенциальных инвесторов. Стремясь заработать и сделать объект привлекательным для частных вложений, одни развивают развлекательную сферу, другие стремятся продлить сезон. Арт-директор пляжно-развлекательного комплекса «Причал 22» Тамара Бортникова рассказала, что они активно развивают сферу общепита, ищут новые «фишки», например, на ура пошли аквапарк, цирк и дельфинарий. На животных, как элементе семейного отдыха, они решили делать особый упор. В этом году обещают привезти единственного в России дрессированного жирафа высотой семь метров. В то же время она отметила нехватку лечебных услуг и СПА-комплексов. Существующие массажный кабинет и грязелечебница переполнены.

Недостаточное количество мест в гостиницах на озерах с лихвой компенсирует местное население. Летом в Яровом многие жители стремятся сдать квартиру или дом, порой сами ночуют в палатках и гаражах. Глава администрации Завьяловского района Николай Губерт отметил, что с 2010 года турпоток вырос с 20 до 52 тысяч в год. Сейчас у них 4 700 номеров, но и этого не хватает. Представители экотуризма, наоборот, увидели в этом позитивные моменты, поскольку рост турпотока дает возможность населению заработать дополнительно, что улучшает экономику села. Стремясь развиваться, они ищут возможность продлевать туристической сезон. Хозяйка сельской усадьбы «Постоялый двор» в Чарышском районе Лариса Пастухова поделилась некоторыми наработками: например, они открывают осенние программы с упором на рыбалку в местных водоемах. В сфере сельского туризма она работает с 2009 года, и сейчас ее постоялый двор принимает по 600 гостей в сезон.

Подводя итоги круглого стола, руководитель туристической компании «Алтайтурист», вице-прeзидент региональной ассоциации туризма Наталья Гордеева отметила продолжающийся рост интереса россиян к внутренним направлениям. В частности, спрос на Алтайский край остается на стабильно высоком уровне. Востребован туризм и в Барнауле, особенно среди жителей региона. По ее словам, все чаще на экскурсии в старую часть города и музеи приезжают по 50-60 человек. Достопримечательности краевой столицы интересны и транзитным туристам, которые, остановившись здесь на день-два, едут дальше по Алтайскому краю или в Республику Алтай.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 12 апреля 2017

Заголовок в газете: Без вложения денег в инфраструктуру невозможно привлечь гостей

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру