Кремль рассмотрит предложение о смягчении наказания за нарушения на митингах

Алтайские эксперты рассуждали, как следует наказывать идейных нарушителей порядка

С такой идеей выступила Татьяна Москалькова, уполномоченный по правам человека в России. Омбудсмен предложила отменить уголовное наказание за неоднократные нарушения на митингах. Она положительно оценила решение Конституционного суда, который 10 февраля постановил, что дело Ильдара Дадина должно быть пересмотрено, а статья УК РФ, по которой он был осужден, изменена. 26 февраля оппозиционера отпустили, а его история стала знаковым политическим прецедентом. Алтайские эксперты попытались понять, какое же наказание достаточно для идейных нарушителей порядка.

Алтайские эксперты рассуждали, как следует наказывать идейных нарушителей порядка

Уголовная статья формирует «жертву»

Сергей Асеев, политолог, доктор исторических наук:

«Тема избыточности наказаний за нарушения, в том числе и формальные, во время проведения массовых мероприятий давно на повестке дня. И, с моей точки зрения, уже предусмотрены достаточно жесткие финансовые санкции. Суммы доходят до нескольких миллионов, поэтому сочетания административной и финансовой ответственности во многом даже более эффективны, чем модель уголовного преследования. Как пример, история с тем же Ильдаром Дадиным. Объясню почему: с одной стороны, она формирует достаточно востребованный в оппозиционных кругах образ «мученика» за некие свободы, в то время как формальные критерии нарушений все-таки находятся в плоскости административной, а не уголовной.

И, по моему мнению, разговоры о так называемой «дадинской оттепели» преждевременны — говорить можно о незначительной либерализации законодательства, поскольку те рамки, которые, скажем так, отсекают грани экстремизма и прочего, никто не станет убирать».

Требуется «омоложение»

Людмила Жгун, юрист:

«В настоящий момент нет особой потребности в массовых митингах и протестных шествиях. Меры ответственности, изложенные в статье, излишние, так как общество имеет иные взгляды, чем те, которые были на дату ее издания. Изменения не вносились длительное время, что повлекло возникновение юридических недостатков и пробелов, нет многочисленной практики. Теперь же случился прецедент.

Кроме того, пробелов в законодательстве не так уж мало, их надо устранять, дорабатывать, учитывая действие во времени. И не думаю, что следует расценивать эту идею как что-то политическое. В конце концов, окончательное решение и применение статьи определяет суд. Именно он решает смягчить либо ужесточить наказание, выносит оправдательный приговор, оценивая в совокупности все обстоятельства дела».

Разные понятия

Владимир Семенов, член комитета по бюджету и налогам, руководитель фракции ЛДПР в АКЗС:

«Если мы говорим о несогласованных митингах, публичных акциях и пикетах, то я бы, безусловно, отменил уголовную ответственность за них. Почему? Мне кажется, что любой гражданин Российской Федерации имеет право высказаться, несмотря на то, что далеко не всегда это нравится представителям власти. Ничего страшного в такой критике нет, часто она, напротив, носит мотивирующий характер. И уж точно уголовной ответственности за высказывание собственного мнения быть не должно. Если вдруг человек выступил в ненужное время и в ненужном месте, его за это можно наказать административно. Этого, на мой взгляд, вполне достаточно. Другое дело, когда на митингах звучат призывы к смене власти и революции. Это уже укладывается в понятие «экстремизм». Тут, естественно, необходима уголовная ответственность. Резюмируя, скажу, что нам, по сути, нужно разделить понятия. Нельзя путать сам митинг с тем, что на нем будет проводиться».

Основываясь на правах и свободах

Игорь Горащенко, директор алтайской региональной общественной организации «Русское право»:

«Главное условие любой акции — действия одного участника митинга не должны нарушать прав и интересов других его участников. Если это соблюдено, то никакого деяния нет, а соответственно, и уголовного наказания за него быть не может. Говоря о нарушениях, я имею в виду материальный вред, моральный и т. д. Приведу простейший пример. Если, к примеру, мы в час пик самовольно выйдем на площадь Октября Барнаула и будем что-то требовать, пытаться доказать свою позицию, пусть даже вполне правильную, люди встанут в пробку из-за этого. Совершенно очевидно, что такого быть не должно, и мне кажется, что за подобное нужно наказывать. В случае если все действия участников организованы, никому не причиняют никакой вред — и наказание ни к чему».

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 8 марта 2017

Заголовок в газете: Дадинская оттепель

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру