Как защитить себя от телефонных и интернет-мошенничеств

Жертвой мошенника может стать любой

Почти каждый день в полицию поступают сообщения от жертв мошенников, дистанционно завладевших их деньгами. Вроде бы все знают, что нужно придерживаться простых правил: не перечислять предоплату неизвестным лицам, обращать внимание на предупреждающие надписи на сайтах, читать отзывы об их работе, сразу прерывать разговор, если просят пройти к банкомату или сообщить данные карты. Но люди все равно попадаются. «МК» еще раз собрал рекомендации специалистов, которым должен следовать каждый человек.

Жертвой мошенника может стать любой

Не впадайте в панику и положите трубку

В прошлом году рост мошенничества в крае составил более 20%. Из них около 77% — дистанционные мошенничества, совершенные с помощью сотовой связи или Интернета. Практически всегда злоумышленник орудует из другого региона. С целью противодействия проблеме и улучшения оперативной обстановки с 1 сентября 2016 года руководством ГУ МВД по Алтайскому краю создан отдел по раскрытию резонансных преступлений управления уголовного розыска, специализирующийся на таких видах мошенничества. Его возглавляет подполковник полиции Евгений Прохоров, который выступил экспертом «МК».

С момента создания отдела его сотрудники уже 19 раз выезжали в служебные командировки в 10 регионов России (Московская, Иркутская, Челябинская, Оренбургская, Томская, Новосибирская области, Пермский и Хабаровский края, Ханты-Мансийский АО). Установлено более 10 подозреваемых, которым уже доказывается 81 факт телефонного мошенничества. Раскрытием дистанционных преступлений продолжает заниматься такое подразделение, как оперативно-сыскной отдел УМВД России по Барнаулу. За 2016 год они раскрыли более 130 телефонных мошенничеств.

«Подавляющее большинство задержанных злоумышленников получают реальные сроки, — сообщил Евгений Прохоров. — Есть и осужденные из Алтайского края, обманывавшие жителей других регионов. Очень часто у нас орудуют мошенники, находящиеся непосредственно в Самарской области. Несмотря на рост и сложность дистанционных преступлений, они раскрываются».

Итак, основные виды телефонных и интернет-мошенничеств, способы их совершения и правила поведения, позволяющие избежать преступных посягательств.

Неизвестные сообщают потерпевшим ложную информацию, что их родственник попал в беду, и для решения проблемы требуют заплатить. Частый предлог — совершение ДТП или тяжкого уголовного преступления. «Классическая схема: звонок ночью, крик в трубку «мама, я сбил человека», дальше разговор быстро перехватывает сообщник, якобы сотрудник органов, и начинает обрабатывать жертву, толком не успевшую распознать голос «сына», — поясняет Евгений Прохоров. — Мол, он совершил преступление, но дело еще можно успеть замять, если быстро перечислить деньги. Не впадайте в панику, не называйте свои данные и родственников. Прекратите беседу и немедленно перезвоните родственнику или его близким, узнайте, где он и все ли с ним в порядке. Ни в коем случае никому не передавайте деньги, не перечисляйте их через мультикассы, банкоматы или телефон. Зачастую потенциальные мошенники предлагают жертве передать деньги, якобы «для решения вопроса», таксисту или курьеру. В это время службы такси или доставки уже получили заказ от злоумышленников и готовы прибыть по указанному адресу, чтобы забрать деньги».

Другой распространенный способ — «выигрыш» приза. На телефон приходит СМС-сообщение, что этот номер выиграл автомобиль, бытовую технику или деньги. Если вы не участвовали в каком-либо розыгрыше, не нужно перезванивать по указанным телефонам. Но, если все-таки пошли на контакт с неизвестным лицом, ни в коем случае не сообщайте реквизиты банковской карты (номер, код с оборотной стороны, дату окончания действия), иначе рискуете потерять все средства. Мошенники часто просят налог на выигрыш в размере 35%. Они могут указать, что «выигранный автомобиль» стоит миллион, предложить жертве в качестве альтернативы получить эти деньги и перечислить им лишь 5% от суммы выигрыша, объясняя, что это комиссия за перевод. Жертва, уже мысленно подсчитывающая барыши, клюет на мнимую выгоду и бежит перечислять деньги. Никто не будет решать вопросы с оплатой налогов по телефону. Такие призы вручают с максимальной помпезностью и при большом количестве народа.

Дублируют работу кол-центра

«Ваша банковская карта заблокирована», «Произведено ошибочное списание денежных средств» — подобные сообщения рассылаются массово. И многие, не зная тонкостей, могут предоставить мошенникам секретные данные. Обычно в них указан номер для обратной связи. Позвонив, потерпевший беседует с мнимым сотрудником банка, который сообщает, что в системе произошел сбой, и предлагает пройти к банкомату или «выпытывает» данные карты, для подключения «Мобильного банка» или доступа к нему, что впоследствии приводит к хищению. Подозреваемые уже дошли до того, что имитируют работу кол-центра. Гражданин звонит по номеру из СМС-сообщения и сначала слышит музыку. Потом злоумышленник берет трубку, выясняет суть проблемы и говорит, что переводит звонок на техотдел. Опять играет музыка, затем отвечает уже другой человек. Потерпевший начинает верить, что действительно позвонил в банк.

«При получении СМС-сообщения с неизвестного номера о том, что карта заблокирована, не нужно перезванивать на указанный в сообщении телефон, а прежде всего обратиться на горячую линию банка, номер которой указан на оборотной стороне карты, или же сходить в отделение банка, — продолжает Евгений Прохоров. — Разблокировка по телефону не осуществляется, а проводится только в офисе банка при наличии паспорта».

Отдельно стоит отметить хищения с банковских карт с помощью вирусных программ. Для совершения этого вида преступлений используется несколько составляющих: подключенный «Мобильный банк», выход в Интернет на сотовом и телефон на платформе Android. Если все это у вас есть — вы в зоне риска. Вирусы постоянно модифицируются. Евгений Прохоров рассказал, что если раньше для заражения достаточно было перейти по каким-либо ссылкам, то сейчас поймать вирус можно, даже скачивая приложения из официальных магазинов. Например, загружая какой-нибудь известный «мессенджер», рискуешь получить программу, полностью выполняющую его функции, но со вшитым вирусом, который рано или поздно даст доступ к телефону третьим лицам. Он заблокирует сообщения с номеров банка, и о нулевом балансе жертва узнает, только проверив счет в банкомате или не сумев расплатиться карточкой в магазине.

Сотрудниками ГУ МВД по Алтайскому краю совместно с представителями регионального отделения Сбербанка сформирована рабочая группа по минимизации рисков при использовании мобильных серверов и банковских карт, а также профилактике преступлений. Процент возмещения гражданам денег, похищенных через вирусные программы, в 2016 году увеличился до 35%, в 2015 году он не превышал 2%.

По словам нашего собеседника, при обнаружении, по мнению клиента, факта незаконного списания денег с карты ему необходимо обратиться в банк по установленной форме. Если отказываются принимать обращения без объяснения причин, тогда можно обратиться несколькими способами: прийти и написать заявление в офисе; зафиксировать отказ в принятии обращения по горячей линии; обратиться на электронную почту банка; направить бланк по факсу, указанному в банке, корешок от направленного документа с датой и номером оставить себе. Это подтвердит факт обращения. И далее позвонить на горячую линию.

Остановитесь и подумайте

Злоумышленники активно используют сайты и соцсети, размещая ложные объявления о продаже товаров по заниженным ценам. В ходе переписки или телефонной беседы они заинтересовывают предложением и убеждают граждан перечислить предоплату. После ее получения сайт удаляется, номер и электронная почта становятся недоступны. Аналогичная ситуация складывается и при покупке через соцсети. Чтобы не лишиться денег, не следует вносить предоплату, не увидев в реальности товар, а также через непроверенные сайты. Необходимо обращать внимание на предупреждающую информацию на сайте, читать отзывы, хотя бы ввести в поисковик телефон продавца или адрес сайта. Также будьте аккуратным, выступая в Интернете в качестве продавца, и не соглашайтесь на предоплату на карту.

«Ежедневно мы регистрируем по несколько фактов мошенничества при продажах на «Авито», — отмечает полицейский. — По вашему объявлению звонят злоумышленники и делают акцент на срочность. Продавец радуется, что сможет быстро реализовать товар. Преступники сочиняют легенду, что не могут сейчас подъехать, но товар им очень нужен и они хотят его «застолбить», предлагая внести предоплату. Для этого просят данные карты. Для перевода денег достаточно лишь номера карты, но они требуют имя, фамилию, срок действия, код с обратной стороны. Или потом перезванивают и просят назвать цифры из пришедшего СМС, якобы у них не проходит платеж. Не нужно поддаваться на их уловки, в такие моменты важно остановиться и обдумать действия, посоветоваться со знающими людьми».

И если покупкой-продажей товаров в Интернете занимается преимущественно молодежь или люди среднего возраста, то пенсионеры часто становятся жертвами так называемых «компенсаций». Они, в том числе под воздействием представителей сетевого маркетинга, покупают сомнительные «лекарства» и чудо-приборы. Пробуя их в деле, пенсионеры ожидаемо разочаровываются, и на этом играют мошенники. Под видом сотрудников правоохранительных или надзорных органов они звонят и сообщают, будто продукция признана не сертифицированной или некачественной, в связи с чем ее покупателям полагается компенсация. Мошенники обозначают, что для получения денег надо внести определенную сумму. «Не стоит соглашаться на их условия, прекратите разговор, поскольку деньги просто так, без ваших заявлений, никто не заплатит», — резюмирует Евгений Прохоров.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 2 февраля 2017

Заголовок в газете: Время пробудиться от иллюзий

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру