Эксперты «МК» оценили предложение ввести стандарт благополучия

Возможно ли обеспечить неснижаемый уровень качества жизни граждан РФ

В России может быть утвержден единый стандарт благополучия, обеспечивающий неснижаемый уровень качества жизни граждан РФ. Суть его в том, чтобы качество жизни не зависело от региона проживания гражданина. Идея хорошая, но реалистичная ли?

Возможно ли обеспечить неснижаемый уровень качества жизни граждан РФ

Перераспределение полномочий власти

Марина Ермоленко, заместитель председателя комитета по социальной политике в Барнаульской городской думе:

«Под активно обсуждаемым единым стандартом благополучия понимаются гарантии качества и доступности госуслуг, в том числе медицинских, образовательных, в сфере труда, социальной защиты и т. д. Идея предельно понятна. Но возникает вполне закономерный вопрос, насколько вообще реально принятие единого для всей страны стандарта.

На сегодняшний день уровень развития субъектов весьма неоднородный. И, по всей видимости, вывести единый, пусть даже базовый стандарт будет не просто. По этой же причине рано вести речь и о том, насколько готов к этому тот или иной регион. Но в том же самом докладе речь идет не только о самом термине, но и о том, что нужно сделать для того, чтобы был достигнут предполагаемый результат. И в первую очередь предлагается пересмотреть систему разграничения полномочий между уровнями власти и их финансирование.

Зачастую делегированные регионам и муниципалитетам полномочия не обеспечены финансовыми ресурсами. Перераспределение полномочий между уровнями власти должно проходить одновременно с закреплением источников доходов, необходимых для их финансирования и обеспечения неснижаемого стандарта качества жизни.

Подводные камни

Владимир Семенов, член комитета по бюджету и налогам АКЗС, руководитель фракции «ЛДПР»:

«То, что к этому нужно стремиться, — это точно. Но есть много спорных моментов. Мы с вами понимаем, что бюджет Рубцовска и, к примеру, Сургута — это абсолютно разные цифры, соответственно, люди живут по-разному. Перераспределив бюджеты, наверное, можно изменить ситуацию.

Но справедливо ли это? Когда говорим о перераспределении, подразумеваем территории, у которых есть полезные ископаемые. И да, наверное, можно все это поделить на всех. Мы, к примеру, вообще должны быть за, потому что у нас никаких ископаемых нет. С другой стороны, есть территории, которые активно развиваются, потому что ими успешно руководят. Сравнивать их между собой неправильно. Исходя из этого, я думаю, хорошо было бы увеличить сбалансированность бюджетов, но не приводить их к единому знаменателю».

За, хотя бы ради показателей

Юрий Ряполов, заместитель председателя комитета по экономической политике и собственности Барнаульской городской думы:

«На мой взгляд, да, государство вполне может обеспечить равные условия и качество жизни вне зависимости от региона проживания, но только по каким-то отдельным направлениям, общая же ситуация никогда не выровняется. По крайней мере до тех пор, пока не будет сбалансированного распределения финансов. 

На сегодняшний день ситуация такова: предприятие в Барнауле, условно говоря, «выросло», достигло определенных рубежей, а потом его руководитель собирается и перебирается в Москву. Часто вместе с перерегистрацией. Это означает, что вместе с ним «уехали» и налоги, а часто и рабочие места. Или пришли федеральные сети, продают продукцию, произведенную в другом регионе, и, соответственно, из налогов платят один НДФЛ, а основная добавленная стоимость остается в месте производства товаров. Опять же без инвестиций никакого развития не будет, тогда о каком общем стандарте благополучия может идти речь? На это просто не будет ресурсов, т. к. часто деньги буквально высасываются из региона, а это значит, что люди не смогут одинаково хорошо жить и в Москве, и в Алтайском крае.

Нам необходимы какие-то решения в области правового поля, которые бы поддерживали социальную справедливость. Те же налоги должны платиться по месту работы, или, например, федеральные сети должны иметь в ассортименте определенный процент товаров местных производителей. А в целом я за, хотя бы потому, что если за этот стандарт кто-то будет отвечать, то будет как минимум стремление создавать требуемые условия, пусть даже ради показателей».

Равенство недостижимо

Ярослава Шашкова, доктор политических наук, руководитель Центра политического анализа и технологий:

«Пока прозвучала только инициатива, но не понятен механизм ее реализации, а он может иметь различные варианты: повтор прав, закрепленных в Конституции РФ, введение каких-либо «стандартов» предоставления услуг, которые не факт, что будут реализовываться на практике, и т. д. Если же данная инициатива будет иметь финансовую составляющую, то ее судьба зависит от того, бюджетом какого уровня она станет обеспечиваться. Равенство в таком случае вряд ли реально достижимо. К тому же в нынешней экономической ситуации какой-то иной, кроме правового, способ введения единого стандарта благополучия вряд ли реализуется».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 14 декабря 2016

Заголовок в газете: Под одну политгребенку

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру