Как в Алтайском крае работает гуманизация законодательства

Сотрудники краевой прокуратуры рассказали как складывается новая правоприменительная практика в регионе

С июля текущего года преступления небольшой тяжести, такие как побои, мелкие хищения, неуплата алиментов, выведены из-под уголовной ответственности и переведены в разряд административных правонарушений. Такое нововведение позволило не только «разгрузить» российские суды, но и не доводить до судимости людей, чья вина подчас минимальна, а ущерб полностью возмещен. Следующим этапом реформирования стало выделение взяток и коммерческого подкупа в размере до 10 тысяч рублей в отдельный состав преступления, подследственный органам дознания, снижение размера ответственности за эти деяния, что также можно назвать очередным шагом по борьбе с реальной, а не «бытовой» преступностью. Изменения призваны сэкономить бюджетные деньги и позволить следственным органам сосредоточиться на более тяжких преступлениях. Как по новому законодательству складывается правоприменительная практика в нашем регионе, корреспонденту «МК» рассказали сотрудники краевой прокуратуры.

Сотрудники краевой прокуратуры рассказали как складывается новая правоприменительная практика в регионе

Людям дали один шанс

Судимость создает проблемы в трудоустройстве, получении кредита, наносит ущерб избирательным правам, причем не только для осужденных, но и их родственников. К принятию поправок дело шло давно. Требования о гуманизации законодательства выполнены с одобрения Верховного суда и президента.

«Наказывать за мелкие хищения, побои и неуплату алиментов будут штрафами, исправительными или обязательными работами по соответствующим статьям КоАП, —

пояснил Василий Ефремов, начальник отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов МВД и юстиции прокуратуры Алтайского края. — Изменения создадут условия для выведения из-под уголовного преследования значительного числа людей, что будет способствовать положительным переменам в социальной структуре общества за счет сокращения судимых лиц. Для наступления уголовной ответственности за мелкую кражу человека сначала привлекут к административной. Минимальный порог кражи поднят с 1 000 до 2 500 рублей. Но в случае повторного нарушения правонарушитель уже будет привлечен к уголовной ответственности независимо от суммы ущерба. Раньше злоумышленник мог воровать в пределах 1 000 рублей хоть сколько раз и всегда отделываться штрафами, теперь в этом плане законодательство ужесточилось».

Если посмотреть результаты приговоров по мелким хищениям в 2016 году, можно сделать вывод, что в тюрьму таких воришек на первый раз не сажают.

Вместе с тем сложившаяся судебная практика аналогично данным делам назначает самые мягкие наказания — штраф лицам, совершившим преступление впервые. Например, три случая из Славгорода: все злоумышленники ранее не судимые. Студент, находясь в гостях, украл у знакомого телефон стоимостью 5 043 рубля. Другой мужчина проник в гараж, где прихватил магнитолу, аккумулятор, домкрат, шлифовальную машину — всего нанес ущерба на 6 861 рубль. В третьем случае женщина, будучи в гостях, вынесла телевизор за 13 470 рублей. Все они возместили ущерб, украденные вещи вернулись к владельцам, и по новому законодательству каждый из них избежал уголовного преследования, отделавшись штрафом в 5 000 рублей. Вот такое пополнение бюджета государства...

«В Алтайском крае один из самых высоких показателей в России по прекращению дел за примирением сторон — 6 000 в год, — продолжает прокурорский работник. — Хорошо это или плохо? В первую очередь это законно. После вступивших в июле текущего года изменений по либерализации законодательства в суды региона ушло 100 дел и треть из них прекращены путем применения меры уголовно-правового характера — штрафа. Хотя суды еще не до конца перестроились. Очевидно, что для освобождения от уголовной ответственности необходимо полностью загладить вину перед потерпевшим и возместить ущерб».

По словам Ефремова, борьба с должниками по алиментам, посредством получения судимости не всегда приносила должный результат. Теперь с неплательщиком сначала будут разбираться административными мерами, но если он в течение года не будет платить, то его накажут по уголовному закону. Наиболее спорным для правоведов стала гуманизация статьи о побоях. С одной стороны, избиение человека — в какой-то степени посягательство на его жизнь и здоровье, с другой — уж слишком жестоко садить обидчика в тюрьму за синяк или ссадину, что нельзя даже признать вредом для здоровья. Но эта статья была декриминализована лишь частично. Если это побои на бытовой почве, то драчуна оштрафуют или отправят на обязательные работы. Но если они нанесены из хулиганских побуждений или на почве «политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды», то такого гражданина привлекут по уголовному закону.

«Изначально «побои» были статьей частного обвинения, пострадавшим самим приходилось идти в суд, оплачивать услуги адвокатов, поскольку немногие могут самостоятельно все надлежащим образом оформить, — комментирует Ефремов. — Теперь же таскать по инстанциям будут нападавшего, а потерпевший выпадает из этой цепочки. Новые изменения не криминализируют общество. Повторное нарушение уже будет считаться преступлением. К тому же под действия измененного законодательства не подпадают побои в семье, в том числе между сожителями. Это позволит надлежащим образом реагировать на факты семейного насилия и других лиц, склонных к постоянным угрозам или систематическому совершению насильственных действий в отношении граждан. В целом статьи остались, но их перевели в другую плоскость, а провинившимся дали шанс на исправление».

Взялись за крупное

Изменения произошли также в области антикоррупционного законодательства. Взятки и коммерческий подкуп в размере до 10 тысяч рублей признаны «мелкими» и с 03.07.2016 выделены в отдельный состав преступления (ст. 291.2 УК РФ и 204.2 УК РФ). Снизился их статус, теперь они расследуются органами дознания, а следователи следственного комитета России займутся более важными делами.

«Уголовных дел с крупными суммами хищений и взяток заводилось мало, оперативные службы, ответственные за выявление коррупционных преступлений, не справлялись с объемом имеющейся информации, поэтому было проще выявить «бытового», а не реального преступника, поскольку спрос-то одинаков (все же измеряется цифрами)», — считает Владимир Дондуков, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Если взять статистику по Алтайскому краю, то мелкое взяточничество, до 10 тысяч рублей, составляло 70% коррупционных преступлений. Фактически вся статистика сводилась к примерам задержания преподавателя или врача, которые принимали зачеты за 500 рублей или выписывали фиктивные больничные.

Теперь при формировании отчетов по борьбе с коррупцией мелкое взяточничество больше не учитывается. И сразу по всей стране раскрываемость по этому показателю упала на 30%. На выявлении мелких взяток теперь сосредоточатся участковые, сотрудники ДПС, сами граждане, проявляющие сознательность. Со вступлением в силу новых законов выросло количество выявленных преступлений коррупционной направленности, совершенных в крупном и особо крупном размерах, увеличился размер возмещенного ущерба, числа взяточников.

По данным прокуратуры края, среди них заместитель главы администрации района, госслужащие из федерального органа исполнительной власти, сотрудники правоохранительных органов, должностные лица унитарных предприятий, акционерного общества с государственной долей и бюджетных учреждений, руководители органов власти субъекта РФ. Наложен арест на имущество обвиняемых на общую сумму 72,7 млн рублей, прокурорами предъявлено 38 исков на 67,3 млн рублей, из них удовлетворены 22 иска на сумму 15,3 млн рублей, восемь прекращено в связи с добровольным удовлетворением на сумму 1 млн рублей.

Новое законодательство, конечно, должно быть проверено временем, но уже видны его преимущества, поскольку в работе правоохранительных органов стало меньше формализма, пресловутая статистика по этой категории дел перестала иметь какое-либо значение. Правоохранительные органы получили возможность решать и выявлять более серьезные задачи и преступления.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 9 ноября 2016

Заголовок в газете: Смещение акцентов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру