Дефицит молока может привести к удорожанию продукции

Цена на молоко и молочную продукцию может заметно вырасти

Федеральные эксперты, выступая в центральных СМИ, прогнозируют, что уже в следующем году цена на молоко и молочную продукцию заметно вырастет. Среди причин — недостаточное количество сырья, которым просто нельзя накормить всю страну. В Алтайском крае животноводство, в том числе молочное, — одно из ключевых направлений деятельности. Значит ли это, что наши производители получат максимум прибыли?

Цена на молоко и молочную продукцию может заметно вырасти

Молочные реки

О том, что молока может быть мало, в Алтайском крае говорить даже как-то странно. Однако это проблема актуальна для России, а значит, хоть и косвенно, но может ударить и по нашему кошельку. По крайней мере так о молочной проблеме открыто заявляют федеральные эксперты, в частности, гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. В Национальном союзе производителей «Союзмолоко» прогнозируют, что в скором времени ситуация может обостриться, ведь потребление молока год от года растет, а производить его в масштабе страны больше не стали.

Алтайский край, как известно, в числе лидеров по производству молочки. По данным Главного управления сельского хозяйства (ГУСХ) Алтайского края, валовое производство молока по всем категориям за 2015 год составило 1,4 млн тонн. Данных на 2016 год в пресс-службе ГУСХ не предоставили, сославшись на то, что их нет.

Председатель некоммерческого партнерства производителей и переработчиков молока «Алтайсоюзмолоко» Валерий Деккерт в беседе с корреспондентом «МК» согласился, что в общероссийском масштабе действительно производится недостаточное количество молока, и, по его оценке, это одна из главных проблем в сфере молочного животноводства. Поднятие закупочной цены, считает он, при определенных обстоятельствах может стать частичным ее решением.

«В этой ситуации нужны какие-то действенные меры со стороны государства, способные изменить положение. Пока производство молока — дело неприбыльное, и поэтому я бы сказал, что оно должно подниматься в цене, — подчеркнул Валерий Деккерт. — То, что молоко дорожает у производителя, — это нормальное явление. За счет чего, в противном случае, увеличивать его производство?»

Однако Деккерт отметил, что стоимость сырья при закупе и молочный продукт в магазине — «две большие разницы». Средняя закупочная цена на молоко (без НДС), по оперативным данным регионального ГУСХ, по состоянию на 7 октября 2016 года, базисной жирности высшего сорта составила 21 руб./кг (+2,65), первого сорта — 20,8 руб./кг (+3,6 в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). В магазине за эти деньги не купить даже пол-литра. К тому же жирность с крестьянских угодий в среднем равна 4%, а торговые сети выставляют ценник в соответствии с качеством молока.

Экономические волнения

В ответе специалистов краевого ГУСХ на официальный запрос «МК» говорится, что возможное повышение цен для сельхозтоваропроизводителей на закупаемое у них сырье играет положительную роль с экономической точки зрения: в таком случае повышается рентабельность производства, расширяются финансовые возможности по модернизации и увеличению зарплаты животноводам.

Алтайские фермеры, в случае повышения цен, скорее всего, смогут извлечь из этого выгоду. Уже в текущем году зафиксирован рост производства молока в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах края: за восемь месяцев они произвели 427,3 тыс. тонн молока, что на 10,7 тыс. тонн больше аналогичного периода прошлого года.

Летом этого года закупочная цена на алтайскую молочную продукцию периодически поднималась. Это нетипичная для рынка ситуация. Как правило, в летний период, когда молока много, его стоимость резко снижается. Разница между «летним» и «зимним» сырьем доходила до пяти-шести рублей, а в этом году была равна нулю. Это опять же плюс для предприятий, поскольку они смогут получить больше прибыли, независимо от сезонности.

Не в полную силу

Наталья Рудишина, зооинженер Алтайского государственного аграрного университета, напоминает, что в крае до 2020 года действует целевая программа по развитию молочного скотоводства, и там четко сказано, чего и сколько необходимо производить к этому времени. «Чем больше предприятие производит молока, тем выше прибыль, соответственно, и средств на развитие идет больше. И я бы не сказала, что предприятия не хотят расширяться, существуют хозяйства, мощности которых задействованы на 70-80%. И дело не в отсутствии желания работать, а в том, что за сырье они вынуждены бороться с местными компаниями, скупщиками из соседних регионов», — утверждает она.

По ее информации, в 2018 году ожидается ужесточение критериев качества молока для производителей. Хозяйства должны будут получать специальные свидетельства с данными о сырье, и это может стать проблемой, — по ее прогнозам, не все наши предприятия пройдут такие испытания.

«Молока в основном не хватает европейской части России. С одной стороны, для нас это возможность продавать им сырье, а с другой — здесь есть серьезная проблема, в частности дорогие перевозки. Мы выиграем, если к нам будут приезжать за молоком, а если сами решим его доставлять — заработать вряд ли получится», — рассуждает она.

Вместе с тем, по ее словам, Алтайский край находится в относительной близости к Китаю, страдающему от нехватки молочной продукции. Такое соседство в перспективе может стать удачным для обеих стран. Разговоры о том, чтобы поставлять алтайское молоко в Пекин, ведутся уже несколько лет, и, возможно, найдутся энтузиасты, которые решатся выйти на китайский рынок.

Без нотки радости

Олег Мохнаков, председатель комитета алтайского реготделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» и общественный помощник уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае, убежден, что однозначно положительно поднятие закупочной цены скажется только на фермерах, которые производят молоко, о будущем остальных участников рынка рассуждать пока рано.

«Может так получиться, что регион от повышения закупочной цены даже проиграет. Не исключено, что не все торговые сети примут это подорожание, просто-напросто скажут производителям: «У вас дорого», — и будут настаивать на сохранении старой цены. Как следствие, вырастет доля фальсификата на рынке и потребности в молоке снова снизятся. Соответственно, надо понимать, что за повышением цены вполне может следовать понижение», — заявил Мохнаков.

По его мнению, очень многое зависит от того, на сколько повысится цена за литр закупочного молока.

«Если будет увеличение на 70%, о которых говорят федеральные эксперты, то хорошего ждать не приходится», — заверил Мохнаков.

Если федеральный прогноз оправдается, то, безусловно, выиграют торговые сети, уверен предприниматель, у людей же в такой ситуации выбор будет не большой: либо качественный и дорогой товар, либо дешевый фальсификат.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 19 октября 2016

Заголовок в газете: Стакан наполовину пуст

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру