Алтайские промышленники фиксируют симптомы оживления в экономике

C какими результатами алтайские промышленники выходят на финишную прямую 2016 года

Без господдержки, помощи краевых и федеральных властей третье в СНГ предприятие по объемам производства вагонов, «Алтайвагон», уже прекратило бы деятельность, не скрывает его руководство. Нынешнее положение дел здесь называют не иначе как оживлением. Стабильные объемы заказов позволяют сохранять штат и заработные платы сотрудникам. О том, с какими результатами алтайские промышленники выходят на финишную прямую 2016 года, — в материале «МК».

C какими результатами алтайские промышленники выходят на финишную прямую 2016 года

Сохранить рабочие места

На прошлой неделе предприятие «Алтайвагон» (входит в ХК «СДС») в Новоалтайске принимало региональное собрание Союза промышленников. Обсуждали итоги работы промышленности в первом полугодии 2016 года и перспективы индустриального комплекса, пожалуй, сильнее всего ощутившего влияние экономического кризиса.

По оценке главы региона, качественное состояние промышленности в крае по итогам первого полугодия 2016 года стабильно и лучше, чем в среднем по стране. Индекс промышленного производства (ИПП) составил 101%. Ситуация вариативна и колеблется от отрасли к отрасли. Так, наиболее высокие темпы роста зафиксированы в производстве кожи, кожаных изделий, обуви — 303,6%, машин и оборудования — 103,9%, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды — 105,2%. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных собственными силами услуг составил 142,5 млрд рублей, или плюс 5% год к году.

«В Сибирском федеральном округе совокупный индекс промышленного производства за первое полугодие составил 99,6%. То есть на фоне всей Сибири наша промышленность заняла достойное место. А если учесть провальные показатели таких регионов, как Томская (ИПП — 85,6%) и Омская области (93,0%), так и вовсе наш результат можно назвать успехом», — отмечает Владимир Локтюшов, заместитель начальника управления Алтайского края по промышленности и энергетике.

Флагман машиностроительного комплекса «Алтайвагон» об успехах говорит осторожно. Головное предприятие в Новоалтайске и филиал в Рубцовске обеспечивают занятость пяти тысяч человек. Здесь выпускают грузовые вагоны, в том числе цистерны, полувагоны, крытые вагоны и платформы. Рубцовский филиал производит стальное литье. Кризис первыми настиг производителей подвижного состава. Объемы производства с 2014 года сократились более чем в два раза из-за профицита грузового подвижного состава на железнодорожном рынке страны, связанного с существенным сокращением грузооборота по железной дороге и удорожанием лизинга при покупке вагонов. Новые партии оказались никому не нужны, а заводы-производители «провалились», рассказывает Александр Мирошник, генеральный директор АО ХК «СДС-Маш».

«Рубцовск работал на половину мощности, головное предприятие — на треть. При потенциальной возможности выпускать до 10 тыс. вагонов в год мы с 2015-го производили в среднем по 200-250 вагонов в месяц», — приводит данные Мирошник.

Угроза в связи с отсутствием заказов распустить и, в конечном итоге, потерять коллектив была более чем реальна. В ситуацию вовремя вмешались региональные власти, которым удалось пролоббировать интересы предприятия на федеральном уровне. При содействии губернатора края Александра Карлина оно попало в программу дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края. В 2015 году «Алтайвагон» получил 116 млн рублей, на 2016-й предусмотрена помощь в размере еще 78 млн. Средства пошли на организацию временной занятости и опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения. Так, на предприятиях и в организациях Кузбасса была организована работа вахтовым методом для 500 сотрудников «Алтайвагона», ездивших на заработки в течение года. Антикризисными мерами за два года было охвачены 4 000 человек. Благодаря помощи региона и федерального центра удалось не только сохранить кадровый потенциал завода, но и повысить квалификацию персонала, расширить компетентность рабочих и сохранить достойный уровень зарплаты: средний показатель составляет 30 тыс. рублей в месяц.

В рамнозаготовительном цехе, самом крупном в Новоалтайске, работает 420 человек. Цех полностью обеспечен заказами до конца года. Рамы и платформы для 500 вагонов здесь выпускают каждый месяц. Годом раньше загрузка была вдвое меньше, рассказывает Максим Шевяков, начальник цеха. До конца 2016-го «Алтайвагон» планирует выпустить 3,5 тыс. вагонов, сообщает президент ХК «СДС» Михаил Федяев.

«Мы за восемь месяцев сделали 1,7 тыс. вагонов с учетом того, что запустились в мае. Если посчитать по 500 вагонов в месяц, то 3,5 тыс. произведем. Это очень хороший результат, который даст нам возможность сохранить рабочие места», — заявляет Федяев.

Чтобы обеспечивать выполнение работы в срок, ведется набор рабочих: в базе вакансий здесь значится 305 человек, прежде всего сварщики. Активно работодатель продолжает обучать профессии молодежь.

Антикризисные меры

Вопрос государственной важности — обеспечить машиностроительный комплекс заказами — в 2016 году начал решаться с вступлением в силу запрета на продление срока службы вагонов. За 2015 год было утилизировано 105 тыс. вагонов, за первые полгода 2016-го — еще 66 тыс. Как итог, ситуация в вагоностроительной отрасли начала постепенно меняться в лучшую сторону. Первые заказы пришли на «Алтайвагон» в апреле, подчеркивает руководство и выражает осторожный оптимизм по поводу того, что, благодаря их объемам и диверсификации модельного ряда, завод продолжит курс на оживление. Объем производства рубцовского филиала в январе — июне составил 1,3 млрд рублей (117,6 % в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2015 года), прогноз на 2016 год — 3,6 млрд рублей. Головное предприятие в 2017 году планирует изготовить как минимум 4 500 вагонов.

В текущем году линейка продукции завода пополнилась тремя новыми деталями среднего литья, предназначенными для реализации вагоностроительным и вагоноремонтным компаниям. Здесь не прерывается опытно-конструкторская работа. В числе разработок — вагоны-хопперы для бестарной перевозки зерна, минеральных удобрений и сыпучего порошкового сырья, требующего защиты от осадков. В 2016-2017 годах вагоностроители готовятся запустить производство вагонов нового поколения. На стадии получения сертификата соответствия находятся крытый вагон с увеличенным объемом кузова, предназначенный для транспортировки как упакованных, так и непакетированных грузов. Здесь же выпустят новую модель вагона-цистерны для перевозки аммиака.

По данным краевой администрации, «Алтайвагон» получает практически все существующие меры господдержки. С апреля 2015 по июнь 2016 года получил из федерального бюджета суммарно 234 млн рублей в качестве субсидий. Предприятие включено правительством России в список системообразующих организаций. Продолжается работа с руководством Министерства промышленности и торговли РФ, в том числе с целью кредитования на модернизацию и пополнение оборотных средств. Заводу, в числе двух в РФ, была предоставлена госгарантия на 1,5 млрд рублей, которая помогает при оформлении займов. Выходу из закредитованности способствует компенсация части банковской процентной ставки по кредитам.

«Очень масштабная и емкая программа модернизации этого производства с самого начала осуществляется при поддержке администрации края, — отмечает глава региона Александр Карлин. — Мы обеспечивали выплату субсидий на привлечение кредитных средств для проведения реконструкции. Благодаря этому значительная часть производств в Новоалтайске и в Рубцовском филиале — по сути новые производства, которые соответствуют лучшим мировым европейским образцам. Конечно, кризис на этом предприятии сказывается в силу его специфики. Первые его признаки ощущаются на этих производствах в виде снижения спроса на новый подвижной состав. И «Алтайвагон» первым вошел в кризисную полосу. Михаил Юрьевич (Федяев. — «МК».) нам подавал сигналы, и мы активно взаимодействовали с правительством».

Глава региона подчеркнул трудоемкость решения вопроса на федеральном уровне и объем выполненной работы.

«Поверьте, что это очень и очень непросто — выйти на контакт с первым вице-премьером, возглавляющим соответствующую комиссию правительства по реализации антикризисных мер (Игорем Шуваловым.— «МК».). Вы наверняка догадываетесь, какое количество обращений и звонков и от моих коллег, и от руководителей крупнейших предприятий поступает к нему. Но тем не менее мы, вместе с руководством холдинга и предприятия, оказались убедительны», — добавляет Карлин.

Фактор среды

В числе главных проблем промышленных предприятий остаются, по словам управленцев, административные барьеры, несовершенство процедуры прокурорского надзора, нестабильный спрос на рынке, высокая доля транспортных расходов в стоимости продукции.

Барнаульский станкостроительный завод рапортует об увеличении объемов госзаказов за последние два года. Запрос государства на оборонную продукцию, однако, приносит сопутствующие потери для производителя: требование заказчика о снижении цены ставит производство в убыточное положение. По словам Виктора Яшкина, генерального директора ОАО «Холдинговая компания «Станкостроительный завод», цены на материальные ресурсы для производства выросли в разы: порох за последние полгода прибавил 46%. Рост цен снижает рентабельность производства вдвое, это заставляет предприятие отказываться от участия в неприбыльных аукционах.

На состоянии Алтайского шинного комбината с началом кризиса сказались колебания цен на нефть, за счет чего стоимость продукции не успевала формироваться и уходила на сбыт нередко ниже себестоимости. После стабилизации курса на горизонте возникла другая проблема — сокращение ассортимента, востребованного на рынке, утверждает гендиректор АШК Игорь Колобков. Импульсом к развитию стал выход на производство продукции сельского назначения — в цехах стали производить крупноразмерные шины сельского назначения для Петербургского тракторного завода. Однако транспортировка на дальние расстояния увеличивает долю издержек в стоимости продукции. Чтобы добиться компенсации транспортных затрат, руководство намерено обратиться в Минпромторг с просьбой включить комбинат в программу господдержки как одного из производителей комплектующих для сельхозтехники. На 2016 год запланировано произвести продукции на 8,5 млрд рублей (112,3% к уровню 2015 года). За январь — июнь 2016 года объем выпуска составил 4,3 млрд.

В очередной раз, говоря о проблемах отраслевиков, предприниматели вспомнили о кооперации и важности создания технологических цепочек внутри региона. Проблема пока не решена, но потенциально, как отмечают промышленники, у действующих в крае предприятий есть все ресурсы для включения в производство номенклатуры, ввозимой из других регионов и из-за рубежа.

В сухом остатке

Показатели промышленного производства в ряде отраслей в первом полугодии не превысили прошлогодние. Так, по данным управления Алтайского края по промышленности и энергетике, сложная ситуация складывается на средних и малых предприятиях энергомашиностроительной и общемашиностроительной направленности. Индекс промышленного производства по виду экономической деятельности «металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» в январе — июне 2016 года составил 76,5%.

Напротив, улучшились результаты компаний, занятых добычей полезных ископаемых. «Сибирь-полиметаллы», входящее в состав холдинга «Уральская горно-металлургическая компания», существенно увеличило объем производства меди — на 36,4% к аналогичному периоду предыдущего года. «Золото Курьи» продолжает работу цеха гидрометаллургии на сырье сторонней организации. За шесть месяцев текущего года здесь было добыто 117 кг золота, или вдвое больше к аналогичному периоду 2015 года. Предприятие также принимает меры по возобновлению работы карьера на Новофирсовском месторождении, приостановленной с ноября 2014 года. На другом золотодобывающем производстве — «Артель старателей «Поиск», — разрабатывающем Мурзинское золоторудное месторождение, за шесть месяцев добыли 64 кг золота — 237% год к году.

В химическом производстве на 2,1% увеличили объем выпуска продукции на ОАО «Кучуксульфат». К концу года, как прогнозирует руководство, производство выйдет на уровень предыдущего года.

Улучшили показатели в первом полугодии также предприятия, выпускающие резиновые и пластмассовые изделия: «Барнаульский завод АТИ» произвел на 30,1% больше продукции, «Мартика» — на 15,8% (здесь стоимость всех поставок на рынок достигла миллиарда рублей).

На 560 млн рублей в первом полугодии произвели текстильной продукции на АО БМК «Меланжист Алтая». К числу средних в текстильной отрасли относится ОАО «Бийская льняная компания», перерабатывающее лен для прядения. За шесть месяцев здесь выпустили сырья на 30 млн рублей, увеличив объемы в полтора раза.

«В качестве основной задачи на оставшуюся часть 2016 года мы ставим перед собой преодоление имевших место признаков стагнации в промышленности и возврат к росту основных показателей, — комментирует Владимир Локтюшов. — По нашим оценкам, во втором полугодии положительная динамика будет нарастать. «Алтайвагон» заключил крупный контракт, что позволит переломить негативную ситуацию в транспортном машиностроении. Начинает набирать обороты «Алтайский химпром». Надеемся на сохранение хорошей динамики в сельхозмашиностроении».

Как признают сами отраслевики, проблемы предстоит решать на федеральном уровне. Региональные власти пообещали, что ключевые кластеры, объединяющие крупнейших работодателей, и впредь могут рассчитывать на антикризисные меры поддержки. В приоритете краевых властей также решение вопроса инфраструктуры в регионе: дороги, газификация, развитие сетевого хозяйства в электроэнергетике. Продолжается возведение новых энергообъектов. «МPСК Сибири» — «Алтайэнерго» строит высоковольтную линию электропередачи протяженностью 10,7 км для электроснабжения «Белокурихи-2». Ее введут в эксплуатацию к лету следующего года.

Промышленников, озвучивших болевые точки в отраслях, глава региона призвал не пренебрегать площадками всероссийских форумов и профильными объединениями, которые могут помочь в их разрешении. Также управленцам посоветовали особое внимание обратить на оплату труда работников и отражать благополучие предприятий в зарплатных ведомостях.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 14 сентября 2016

Заголовок в газете: С осторожным оптимизмом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру