Барнаульские эксперты обсудили проблему подростковых суицидов

В дискуссии участвовали чиновники из Роскомнадзора и управления по образованию, психологи, общественники, политики и журналисты

Недавнее происшествие в Республике Алтай, где в одном из сел подросток покончил с собой, вызвало большой резонанс. По одной из предварительных версий, причиной самоубийства стали неудачные результаты юноши на госэкзаменах по русскому языку и математике. 22 июня эксперты в рамках круглого стола попытались разобраться и ответить на вопросы, волнующие общественность. Могут ли ЕГЭ и другие экзамены довести до суицида? Как предотвратить подобное развитие событий? А как насчет того, чтобы вообще отменить ЕГЭ? В дискуссии участвовали чиновники из Роскомнадзора и управления по образованию, психологи, общественники, политики и журналисты.

В дискуссии участвовали чиновники из Роскомнадзора и управления по образованию, психологи, общественники, политики и журналисты

Сокращаем психологов, а потом удивляемся суицидам

Согласно исследованиям Алтайкрайздрава, у 65% подростков была выявлена нормальная психологическая устойчивость, у 25% — расстройства, у 8% — клинические проявления депрессии, 2,8% нуждались в назначении терапии. По мнению председателя Краевого союза за здоровое развитие детей Марины Афанасьевой, психологическая и психиатрическая службы в крае, особенно в муниципалитетах, представлены очень слабо. В образовательных учреждениях существенно сократили ставки психологов. За четверть или половину ставки получается зарплата в 2-2,5 тысячи рублей. При этом любой специалист, работающий там, завален отчетностью. Много ли желающих среди действительно профессиональных детских психологов работать за такую ответственность и зарплату? Поэтому нередко ребенок остается один на один со своими проблемами, и не всегда ему удается с ними справиться.

«С точки зрения Уголовного кодекса никто не виноват, но взрослые люди, находившиеся рядом с этим ребенком, должны понимать, что виноваты все, кто не увидел проявлений депрессии, — считает Афанасьева. — Думаю, в случае с подростком в Республике Алтай никто не понесет ответственности. Но на самом деле виноваты все взрослые люди, которые его окружали. Они не увидели проблемы, не пришли на помощь. Ребенок был в вакууме».

Начальник отдела воспитания и дополнительного образования ГУ образования Алтайского края Ольга Плешкова косвенно не согласилась с этими заявлениями. По ее словам, сейчас педагоги-психологи возвращаются в школы, их количество растет.

«Новый стандарт педагога обязывает их обладать определенным набором психологических компетенций, позволяющих выявлять проблемы у детей, проводить профилактику, в том числе суицидов. За этим мы тоже следим. Сегодня педагогические вузы также меняют программы, чтобы любой выпускник-педагог мог выявить тревожного ребенка».

Свое негативное отношение к ЕГЭ высказал депутат АКЗС Сергей Писарев, работавший учителем и директором школы. Он считает, что на ребенка ложится огромная психологическая нагрузка. В свою очередь учителя, на фоне погони за показателями и загруженностью бумажными отчетами, не могут выстроить нормальный контакт с учеником.

«Говорят, что благодаря ЕГЭ ребята могут поступать с этим сертификатом хоть в краевой, хоть в столичный вуз, — отмечает депутат. — Но давайте проанализируем, у скольких выпускников есть такая возможность и многим ли это надо? Вот мы сидим здесь теоретики, всезнающие и расставляющие галочки. А между тем металлоискатель способен выбить из колеи взрослого человека, не то что ребенка. Я категорически против, когда ученику говорят: «Ты будешь сидеть под видеокамерами и писать экзамен». Мне кажется, что это нарушение прав человека. Должно быть разделение. Кому нужны столичные вузы, ради бога, пусть сдают ЕГЭ. Дайте уже детям право выбора сдавать или нет, и тогда это будет честно».

Не быть равнодушным

Против формирования связки «ЕГЭ — суицид» высказался заведующий кафедрой клинической психологии АлтГУ Дмитрий Труевцев. По его словам, причиной самоубийства может быть все что угодно, и не стоит говорить, что ЕГЭ доводит до желания покончить с собой, усугубляя негатив вокруг экзаменов. Гораздо важнее, какие меры предпринимаются по результатам расследования суицида в Горном Алтае. К тому же не стоит проецировать опыт соседней республики и ее этнокультурные особенности на наш край, с учетом того, что в регионах абсолютно разная суицидальная ситуация.

«Сейчас гораздо важнее, как добиться того, чтобы в образовательных и медицинских учреждениях вводились ставки психолога, — уверен он. — Создается впечатление, что сдача ЕГЭ — это что-то страшное. Как сотрудник вуза скажу: это огромное благо. Благодаря ему дети лишены двойного стресса, который был раньше на выпускных и вступительных испытаниях. Кроме того, с его приходом исчез субъективизм в школах и приемных комиссиях. Что такое экзамен и любое тестирование? Это способность человека в стрессовой ситуации показать какие-то устойчивые остаточные знания. Поэтому экзамен любого формата, будь то ЕГЭ или в той форме, как было до его введения, не может проходить в абсолютно благоприятной среде. На самом деле именно в стрессе человек показывает, что он четко знает. Для того чтобы он обладал знаниями, необходима соответствующая предварительная подготовка и она идет в школах. И я уверен: далеко не все должны сдавать на пять и идти в вуз. Важно, чтобы все сдали как минимум на удовлетворительно».

Не видит проблему в применении металлоискателей и видеокамер на ЕГЭ начальник отдела общего образования ГУ образования Алтайского края Ирина Дроздова.

«Мы заходим в любой магазин или проходим мимо здания, где есть видеокамеры, и нормально себя чувствуем, — констатирует специалист. — В аэропорту тоже есть металлоискатели. Мы же не говорим, что против таких систем, потому что есть определенные правила и мы должны им подчиняться. Контроль на государственной итоговой аттестацией всегда был и будет».

Родителям надо относиться к ребенку с любовью и добром, подчеркивает иерей Иверского семинарского храма Александр Микушин. Если дома этого нет, то такую роль обязаны взять на себя соседи, учителя или школьный психолог, которые должны без равнодушия поговорить с подростком.

«Не думаю, что в случае самоубийства в Горном Алтае проблема заключалась во влиянии Интернета, соцсетей или результатов экзаменов, — уверен священник. – Считаю, дело в равнодушии и отсутствии любви в доме. Видимо, соседи тоже самоустранились от этого и не сообщали в компетентные органы. В моей практике были два случая, когда ко мне подходили девушки и спрашивали, можно ли считать суицид грехом. Я говорил, что это грех, и у нас завязывался разговор. Тогда я понимал, что их нужно остановить от рокового шага здесь и сейчас, поговорить, не быть равнодушным. Неважно, опаздываю я на службу или тороплюсь домой. Я знаю: они живы, родили детей, у них нормальные семьи. А ведь всего лишь требовалось в определенный момент уделить им время».

В заключение главный специалист-эксперт Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Михаил Покидов раскритиковал систему образования за сосредоточение только на передаче знаний ученикам при полном урезании воспитательной функции. Досталось от него и журналистам.

«Есть большие претензии к СМИ, и я прошу не забывать о той социальной роли, которую они играют в воспитании детей, — резюмировал представитель надзорного органа. — Могу сказать, что Алтайский край — лидер в СФО по количеству нецензурных выражений в комментариях. Главные редакторы и модераторы упускают этот момент, и вы напрасно думаете, что дети не посещают эти сайты. Призываю вас быть более внимательными».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Остановить у черты

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру