В Барнауле обсудили проблемы малоэтажного строительства

Головная боль или новое качество жизни?

Последние годы рынок малоэтажного строительства набирает обороты. Многие горожане задумываются о переезде из квартиры в загородный коттедж. Эксперты уверены, что даже в кризис интерес к «малоэтажке» не спадает. Какие трудности ждут обладателей собственного дома? В чем отличие частного сектора в городской черте от загородных коттеджных поселков? И почему некоторые люди превращают свои дачи в загородные дома? Эти и другие вопросы поднимались в ходе круглого стола «Малоэтажное домостроение: короткий путь обеспечения граждан жильем», прошедшего в рамках выставки «Алтайстрой».

Головная боль или новое качество жизни?

Стройка на долгие годы

Одно из главных преимуществ загородного дома — поэтапное строительство. В то время как за квартиру приходится отдавать сразу всю сумму, дом можно строить постепенно, копя деньги. По данным специалиста комитета по строительству и архитектуре Барнаула, начальника отдела по строительству Ирины Шышовой, малоэтажного жилья строится достаточно. Объем индивидуального жилья становится все больше. В прошлом году было введено 100 тысяч квадратных метров индивидуального жилья, в 2016 году уже 17 тысяч, но до конца года планируется довести эту цифру до 112 тысяч.

«Зачем люди переезжают из квартир в поселки? Дело в том, что они получают другое качество жизни, — уверен оператор проектов «Фирсова Слобода» Геннадий Малков. — Конечно, можно деньги потратить на гостинку, но со временем семья разрастется, потребности увеличатся. Их можно реализовать в более просторном жилье».

По его словам, когда поселок готов к заселению, все дороги построены, люди купили земельные участки и начинают строить дома, возникает проблема по созданию сообщества владельцев в некую организацию, которая бы сохранила качество дорог, качество сетей. Грубо говоря, есть поселок на 100 домов. Одни строят медленно, другие — быстрее. Соответственно, он фактически возводится пять-десять лет. За это время все дороги, которые были введены в эксплуатацию застройщиком, будут разрушены, да и еще и в некоторых местах будет грязь от стройки. Или на улице в 20 участков, 19 добросовестных и ответственных людей построили дома, вложили деньги, сделали дорогу. Но в конце улицы начал строиться двадцатый, который разбил эти дороги и людям нужно снова скидываться и ремонтировать их. Как быть? Выясняется, что по этому вопросу нет четкой законодательной базы.

«Все, кто проживает в малоэтажных домах, знают, что существует такая организация — ТСЖ, — продолжает Малков. — В соответствии с действующим законодательством у них право взимать с собственников жилья средства на общедомовые нужды. Предполагалось, что так будет и в поселках. Но эта аналогия по определению не может быть распространена на них. Потому что товарищество собственников создается, чтобы построить жилье и ввести его в эксплуатацию. Но многие этого не делают, чтобы не платить лишних налогов. Поэтому этот бардак процветает. Мы прикинули, во сколько обойдется наведение порядка, и создали небольшую управляющую компанию. Выяснилось, что владельцы некоторых участков и рубля не готовы заплатить за то, чтобы убрать за своим бетоновозом или самосвалом мусор. Ввели следующее правило: если у тебя есть земельный участок, то никто тебе не помешает лично добраться до него. Но бетоновоз или машина с грунтом пусть стоят за воротами, иначе плати за содержание дороги».

Коллегу дополнил оператор проекта «Сибирская Долина» Виталий Гуров. По его мнению, реализация и эксплуатация проектов коттеджных поселков, инженерных коммуникаций, дорог и прочего, требует дополнительного разрешения не только на местном, но и на федеральном уровне. «Надо сделать так, чтобы прекратить продажу земельных участков, не обеспеченных коммуникациями, — считает он. — В жилищный кодекс необходимо специальным разделом добавлять вопросы, которые касаются взаимоотношений в малоэтажном строительстве».

Узаконить не так просто

По теме узаконивания объектов недвижимости высказался председатель региональной общественной организации «Объединение собственников проблемных объектов недвижимости» Вадим Круглов. По его словам, в настоящий момент человеку, у которого есть самовольная постройка, достаточно проблемно ввести ее в эксплуатацию. Любые нарушения становятся причиной для отказа в признании права.

«Я слышал, что у 80% застройщиков с документами все в порядке, но это далеко не так, — обратил внимание докладчик. — Как собиралась такая статистика, не знаю. Но, например, в частном секторе мы уже не найдем домов, которые бы соответствовали противопожарным нормативам. Фактически они построены друг на друге. Если загорелся один, значит, огонь охватит всю улицу. Если возьмем некоторые зоны частного сектора, то там строить многоэтажные строения нельзя, потому что много изоляции.

Что касается управления землями. Если взять, к примеру, коттеджный поселок, то намного проще будет: оформил землю и стройся. Если же брать частный сектор города, то пересечение коммуникаций — это полбеды. Есть еще дороги, которые находятся в муниципальной собственности. Все это забирает большое количество денег и времени».

Садовые домики превращаются в коттеджи

Проблему противопожарной безопасности подхватил председатель совета Алтайского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз садоводов России» Владимир Марков. В некоторых садоводствах люди живут круглый год в садовых домиках, зачастую переоборудованных под коттеджи. По его данным, речь идет о 20 тысячах садоводов, чьи участки расположены вблизи городов. Поскольку на зиму в садоводствах отключают свет и воду, люди покупают электрогенераторы, топятся дровами, а воду и продукты привозят из города, куда ездят на работу. Как правило, домики на участках расположены близко друг к другу, и, если случится пожар от перегруженной электропроводки, может сгореть вся улица. К тому же, когда случится беда, пожарным и скорой будет трудно добраться до пострадавших по узким заснеженным улицам.

«Так получается, что при отсутствии денег на жилье, некоторые граждане обустраивают свой садовый домик и получают прописку, фактически круглый год проживая в непредназначенном для этого помещении, — отмечает Марков. — В половине садоводств края такой процесс уже идет. Обычно это места, близкие к городам и крупным трассам. Один из ярких примеров — село Бобровка. При этом таких желающих с каждым годом все больше, потому что земля в садоводствах намного дешевле, чем в коттеджных поселках».

Он также обратил внимание на то, что простым садоводам создаются дополнительные сложности. Например, в прошлом году тариф на техническую воду вырос с 3,63 до 8,63 рубля за кубометр, то есть больше чем в два раза. Растут тарифы на электроэнергию и кадастровые ставки. Правда Барнаульская городская дума освободила местных жителей от земельного налога, но еще немало садовых товариществ в других городах и муниципалитетах, где от налоговой нагрузки садоводов не освобождали. Они будут вынуждены уплачивать налог по новым ставкам. В заключение Марков отметил некоторые плюсы превращения садовых участков в коттеджные поселки. В частности, он считает, что наличие большого количества людей, живущих на участках круглый год, убережет их соседей от краж.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Головная боль или новое качество жизни?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру