Как преодолеть трудности букварного периода

Педагог-логопед высшей категории рассказала как подготовить ребенка к школе

Совсем скоро дошколята отпразднуют свой первый выпускной и покинут стены родного детского сада. Впереди лето — пора отдыха, веселья и, конечно, подготовки к школе. О том, как провести это время с пользой и как преодолеть трудности букварного периода, корреспонденту «МК» рассказала педагог-логопед высшей категории Людмила Казанцева.

Педагог-логопед высшей категории рассказала как подготовить ребенка к школе

Без запинок

— Людмила Алексеевна, какими навыками, с точки зрения педагога-логопеда, должен обладать ребенок при поступлении в школу?

— Как минимум хорошо понимать обиходную речь, правильно произносить звуки, уметь строить фразы. К сожалению, есть дети, которые приходят в первый класс с различными речевыми отклонениями. Чаще всего встречаются нарушения в произношении свистящих («с», «з», «ц») и шипящих звуков («ш», «щ», «ж», «ч»), многие не выговаривают «р» и «л». Есть ребятишки со скромным словарным запасом. Их речь бедна, лаконична, а фразы примитивны и стереотипны. Они стремятся избежать развернутых высказываний, перестраивают порядок слов в предложении, упрощая его. У других, напротив, речь чрезмерно многословна. В предложения включаются лишние слова, названия заменяются описанием, используется много повторений, уточнений. Ребенок как бы не уверен в том, что его поймут, постоянно поправляет сам себя. Некоторые первоклашки не могут связно изложить свои мысли, употребляют неправильные обороты, путаются в формулировках, забывают термины.

Особого внимания требуют заикающиеся дети. Новая обстановка, школьные требования, усиленная нагрузка на речевую систему в первые месяцы могут усугубить тяжесть заикания. Это сказывается не только на результатах учебной работы, но и на самочувствии ребенка. Поэтому родители должны заранее предупредить учителя о проблеме. Грамотный педагог не будет требовать от ребенка отвечать перед всем классом, не будет создавать ему лишних трудностей, а сформирует такую психологическую обстановку, в которой он легче адаптируется к школе.

— Дети в первом классе только учатся грамотно излагать свои мысли. Возможно, со временем эти недостатки исчезнут?

— Действительно, очень многие родители, замечая у детей некоторые дефекты речи, расценивают их как временные трудности, пустяки. Бить тревогу, конечно, не нужно. Но надо понимать, что отставание в речевом развитии, как в зеркале, отразится на усвоении школьного материала. Такие ученики, как правило, начинают испытывать трудности при чтении и письме, непросто им дается математика и другие предметы. Если вовремя не помочь ребенку, он начнет отставать от класса, испытывать дискомфорт, в результате потеряет интерес к учебе.

— Чем родители в таких ситуациях могут помочь детям?

— В первую очередь, нужно больше общаться с ними, обогащать их словарный запас, учить выстраивать фразы, анализировать. Предлагайте пересказывать увиденное на картинке, составлять предложения с различными словами, объясняйте значение непонятных слов и т. д. Бывают случаи, когда необходима помощь специалиста — логопеда, дефектолога. Иногда требуется и хирургическое вмешательство, если причина дефектов речи в аномалии речевого аппарата. В любом случае нельзя пускать ситуацию на самотек и ждать, что все разрешится само собой. В букварный период еще не поздно исправить имеющиеся недостатки, а вот если упустить это время, дефекты звукопроизношения могут закрепиться и остаться на всю жизнь.

Трудности чтения

— Многие первоклашки приходят в школу, уже зная буквы, а вот при чтении сталкиваются с большими трудностями. Чем это можно объяснить?

— Чтение на первых порах непросто дается многим детям. Постепенно они начинают читать чище, уверенней. Если же ребенок на протяжении долгого времени, несмотря на многочисленные тренировки, никак не может освоить технику чтения — заменяет, пропускает звуки и слоги, не дочитывает окончания, не понимает прочитанное, — возможно, причина тому — дислексия, частичное специфическое расстройство овладения чтением. В этом случае призывы читать больше и не лениться не дадут должного результата. Здесь нужны не побуждающие меры, а специфическая целенаправленная работа. И начинать надо не с тренировки чтения, а с исправления неверного произношения ребенком звуков. С помощью специальных упражнений научите ребенка сначала воспринимать слова в целом, потом предложения и так далее. Все это сопровождайте выполнением фонетических упражнений (от самой мелкой единицы, звука, до целого слова). Ребенок должен определять количество звуков, их последовательность, сказать какой звук согласный, какой гласный, чем они отличаются, научиться делить слова на слоги и собирать из них слова.

Как слышим, так и пишем

— Правописание — тоже непростая наука для первоклассника. На что здесь необходимо обратить внимание?

— В начальной школе дети только учатся правописанию, и ошибки на первых порах — вполне нормальное явление. Как правило, со временем они становятся более редкими, а впоследствии сходят на нет. Родителей должны насторожить постоянно повторяющиеся ошибки. Например, ребенок при письме упорно пропускает буквы, заменяет графически или фонетически сходные звуки («ш-щ», «б-п»), не может определить границы предложения, неправильно расставляют знаки препинания и т. д. Такие устойчивые трудности при письме могут говорить о том, что мы имеем дело с дефектом, который ученые называют нарушением письма, или дисграфией. Проблема эта вполне решаема, но и пускать ситуацию на самотек тоже не нужно. Дисграфия самопроизвольно не исчезает, более того, усложнение программного материала порождает новые трудности при письме. Для устранения этого недостатка нужна систематическая работа. При этом не обязательно нагружать ребенка дополнительными заданиями, заставлять его часами сидеть за учебниками, писать под диктовку. Занятия по исправлению ошибок можно включить в повседневную жизнь. На прогулке просите его прочитать слова на афише или вывеске. Во время игр неназойливо, как бы мимоходом вспоминайте трудные звуки и сочетания, слова, в которых ребенок чаще всего допускает ошибки, проговаривайте их. Такая терпеливая, ненавязчивая работа даст результаты.

Плюс на минус

— В логопедии есть еще и такое понятие — дискалькулия. Что оно означает?

— Дискалькулия — это расстройство счета, связанное с нарушением высшей нервной деятельности. При подобном нарушении возникают трудности в обращении с числами. Ребенок путает знаки «плюс» и «минус», «умножение» и «деление», смешивают близкие по начертанию цифры (6 и 9, 21 и 12), не умеет разлагать числа на составные элементы, считать группами (10, 20, 30). С трудом дается сложение и вычитание в пределах первого десятка. На выполнение математических заданий такие дети затрачивают в три-четыре раза больше времени, чем одноклассники. Естественно, что учебных часов на усвоение материала им не хватает, начинается отставание в учебе. Ни в коем случае не стоит ругать ребенка. Лучше похвалите его за успешно решенный арифметический пример, и неважно, за какое время он справился с заданием.

Учите представлять числа. Для этого используйте монеты или счетные палочки. Читайте вместе задачу вслух и объясняйте ему условие, показывайте наглядно с помощью предметов. Также полезны упражнения с кубиками, пазлами, конструкторами, так как они стимулируют мышление, способность ориентироваться в пространстве. Приветствуется рисование, развивающее правое полушарие, предположительно, плохо функционирующее при дискалькулии. В особо тяжелых случаях я бы посоветовала родителям показать ребенка врачу-психоневрологу. Он определит нарушенное звено в системе счетных процессов, наметит основные пути устранения дефекта.

Ремень не помощник

— Часто от учителей можно слышать такие замечания: невнимателен, не слушает, болтает на уроках...

— Невнимательность, несобранность — характерные черты для большинства первоклассников. Это во многом обусловлено особенностями психологического развития для детей шести-семи лет. Их внимание еще слабо развито, неустойчиво. Обычно к девяти-десяти годам школьники становятся более собранными и организованными. Особое внимание следует обратить на детей с так называемым синдромом дефицита внимания или гиперактивностью. Такие школьники резко выделяются на фоне сверстников поведением, чрезмерной активностью, подвижностью, суетливостью. Во время урока им сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в самоорганизации, быстро выключаются из учебного процесса. Их письменные работы выглядят неряшливо, в них множество ошибок как результат невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания.

— Некоторые родители в таких случаях пытаются наказывать. Поможет ли?

— Необходимо понимать, что дети с синдромом дефицита внимания — особенные, систематическое наказание может только усугубить ситуацию. Гиперактивность поддается исправлению, но процесс этот длительный и требует больших усилий и огромного терпения. Нужно избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, жестокости и наказания — с другой. Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи. Не ставьте перед ними повышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться. Говорите сдержанно, спокойно и мягко, не злоупотребляйте словами «нет» и «нельзя». Дома поддерживайте четкий распорядок дня, избегайте шумных компаний, переутомлений, так как это может привести к снижению самоконтроля и повышению гиперактивности. Полезны ежедневные физические нагрузки, лучше всего на свежем воздухе, что позволит ребенку расходовать избыточную энергию.

— Впереди лето. Что вы посоветуете родителям будущих первоклассников? Налечь на грамматику или посвятить это время отдыху?

— Можно организовать летний отдых таким образом, чтобы провести его интересно и с пользой. Не стоит загружать ребенка изнурительными заданиями по изучению букв и цифр, закрепляйте уже имеющиеся навыки и знания. Пусть подготовка к школе будет увлекательной и разносторонней. До школы детям нужно набраться сил, ярких впечатлений и положительных эмоций, чтобы прийти в первый класс на позитивной ноте.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 18 мая 2016

Заголовок в газете: С первоклашками — за парту

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру