29 апреля в Алтайском крае открывается пассажирская навигация

Как организовано судоходство в регионе

В нашем регионе с его немалой территорией и большим количеством населенных пунктов особенно ценны преимущества речного транспорта. Это естественность водных путей, выгодная цена их обустройства, способность единовременно перемещать большой объем грузов на значительные расстояния, возможность доставки грузов и пассажиров в самые отдаленные пункты, в том числе недоступные для других видов транспорта. За эту работу отвечают сотрудники Барнаульского района водных путей и судоходства (РВПиС), профессионально занимающиеся безопасностью прохождения судов по внутренним водным магистралям.

Как организовано судоходство в регионе

На вахте речники круглые сутки

В этом году в регион пришла ранняя весна, и реки освободились ото льда на несколько дней раньше. Для Барнаульского РВПиС навигация — горячая пора, тут необходимы выдержка, мастерство и опыт. Как подчеркивают в районе водных путей, здесь многое, если не все, держится на профессионалах, которые умеет выполнять свою работу качественно: и суда отремонтировать, и навигацию открыть, и вахту нести. Суда вроде небольшие, а требования на уровне государства как к лайнерам. Вахту алтайские речники несут круглосуточно и свое дело выполняют мастерски.

«С 21 апреля открывается навигация для грузовых судов, с 29 апреля — пассажирская линия, — рассказал главный инженер Барнаульского района водных путей и судоходства Владимир Потапов. — Из Барнаула теплоходы будут ходить до Бобровки, Рассказихи, Кокуйского и до Зеленого Клина. Думаю, это будет удобно, особенно для дачников. За Уралом Алтайский край — один из лидеров по пассажироперевозкам как на рейсовых судах, так и на прогулочных. В прошлом году навигация открылась 1 мая и длилась 190 дней, что на 30 дней дольше, чем в 2014 году. Зимой мы отремонтировали флот, заготовили знаки судоходной обстановки (перевальные и ходовые) и буи, все то навигационное оборудование, которое мы должны выставить для обозначения судового хода. Личный состав прошел дополнительное обучение. График подготовки обстановочного инвентаря выполнен и завершен в апреле. Для обеспечения необходимых судоходных габаритов выполняются действия, включающие в себя содержание судоходной обстановки, траление, выправительные и дноуглубительные работы».

Барнаульский РВПиС — важная часть Обского бассейна. Таких предприятий по Сибири всего четыре: в Барнауле, Колпашеве, Новосибирске и Томске. Все они подчиняются ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей».

«Всего в нашей зоне ответственности находится 955 км водных путей, из которых 529 км мы должны обслуживать гарантированно, — отмечает главный инженер. — Задача филиала создать безопасные и безаварийные путевые условия на речных артериях Алтайского края. Согласно госпрограмме обеспечить надежное и безопасное транзитное движение судов и составов по водным путям, безопасные судоходные условия на подходах к пристаням и причалам, в соответствии с договорными обязательствами — разработать подходы к речным водозаборам и другим объектам. Мы обслуживаем пути начиная с небольшой речушки Кыга, что протекает вблизи Телецкого озера, и заканчивая Обью в районе города Камня-на-Оби».

От путейцев Барнаульского РВПиС эти задачи требуют серьезного отношения и профессионализма, которого им не занимать. Кроме того, закон предоставляет им право оказывать так называемые коммерческие услуги, связанные с деятельностью по намыву грунта. При этом речники используют только продольные дамбы, которые перекрывают боковые протоки и речки. На экологию это никак не влияет. Да и во всем мире считается, что контролируемые дноуглубительные работы приносят для реки только пользу. Увеличивается пропускная способность не только для судов, но и обновляется сток воды, загрязненные застойные потоки, особенно в районе городов, уходят. Это создает благоприятные условия для нереста рыбы.

Речной транспорт — альтернатива автомобильному

С увеличением туристического пассажиропотока в Алтайский край существенно возрастает нагрузка на автомагистрали. В результате на загородных трассах образуются пробки, которые не способствуют поднятию настроения туристов, особенно приезжих, и не улучшают их впечатлений от действительно гостеприимного региона, которым считается наш край. В перспективе количество приезжающих на Алтай будет только увеличиваться. А значит, будет возрастать нагрузка на дорожную сеть региона.

Ни для кого не секрет, что главный фактор, способствующий приведению автомагистралей в негодность, — потоки проходящих по ним тяжелых грузовиков. Поэтому создание стабильных закрепительных судоходных трасс могло бы в значительной мере снять эту проблему: тысячи тонн самых различных грузов можно перевозиться не на автомобилях, а на судах и баржах. Это значительно дешевле и существенно уменьшает нагрузку на автомагистрали. В 2015 году алтайские речники перевезли 180 тысяч тонн грузов, что на 20 процентов больше, чем в 2014 году.

Кроме того, закрепительные судоходные трассы могли бы использоваться для развития в крае водного туризма. А еще на самом высоком уровне много говорится о новом витке развития российского Севера — той не до конца освоенной территории, куда текут наши реки. И именно по ним можно было бы перевозить самые различные грузы и материалы — начиная с щебня и заканчивая какими-то серьезными конструкциями для той же «нефтянки». В 60-е годы развитие судоходства и возрастающая транспортная роль рек в Западной Сибири дали мощный импульс началу разработок месторождений нефти и газа. Именно по рекам был доставлен тот гигантский объем материалов, который лег в основу формирования современного нефтегазового комплекса нашей страны. Так почему вновь бы не внедрить этот благодатный опыт?

Тем более для выполнения поставленных задач Барнаульскому РВПиС выделен специальный флот, куда входят 50 единиц: земснаряды, краны плавучие, теплоходы, мотокатера, мотозавозни, суда-сборщики, шаланды, баржи сухогрузные, брандвахты, противопожарные установки. В этом году в эксплуатацию вводятся сразу три земснаряда, в том числе многочерпаковый мелкосидящий, для тяжелых грунтов Бии и Катуни, мощностью 150 кубометров в час.

Подготовлены и материалы для электронной карты — речного навигатора, которым смогут воспользоваться судовладельцы. Наши реки достаточно сложные для создания электронной карты, огромное количество островов, проток создают трудности как для проведения изыскательских работ, так и для создания самого хода и поддержания его в режиме онлайн. Собранные материалы будут переданы для создания электронной карты водоемов.

Коллектив держится на профессионалах

В устойчивом развитии и работе предприятия немало зависит от умения руководителей. Вклад в общее дело вносят начальник Барнаульского РВПиС Владимир Жмыхов и главный инженер Владимир Потапов. Оба — выпускники Новосибирского института инженеров водного транспорта. До назначения на ответственные должности они накопили солидный профессиональный опыт, работая в качестве специалистов речного транспорта.

Простые труженики — главный потенциал предприятия, в штате которого 230 человек. Особое внимание здесь уделяется безаварийности, выполнению всех целей в назначенный срок, техническому и санитарному состоянию. Коллектив подобрался слаженный: в нем много достойных людей, специалистов, работающих в Барнаульском РВПиС долгие годы, проводящих на родном предприятии практически всю жизнь. На таких людях держится коллектив речников. А главное, он основан на уважении к опыту и на преемственности поколений. Много сил и энергии отдают опытные капитаны Владимир Дуреев и Василий Шишкин, командир плавучего крана Сергей Злобин, его помощник Алексей Солосин, производители путевых работ Леонтий Корниенко и Борис Росляков, судоремонтник Анатолий Юрьев, мотористы Владимир Наумов и Алексей Поздышев. Увы, молодежь пока не спешит сделать карьеру на флоте. Но тем, кто все-таки решил ступить на этот путь, оказывается всяческая поддержка и помощь в обучении.

«У нас сформировался достаточно слаженный, дружный, а главное — профессиональный коллектив. И лично я горжусь, что состою в нем, — подчеркивает Владимир Потапов. — Одна из наших основных задач — улучшение условий труда и быта работников. Социальной направленности в организации уделяется огромное значение: отдых детей в оздоровительном лагере, адресная материальная помощь для работников, ветеранов и пенсионеров. Алтайские речники — опытные специалисты, у многих за плечами не один десяток лет стажа. Выбранная профессия наполняет жизнь особым смыслом, ведь это призвание».

Справка "МК". Внутренние водные пути края представлены судоходными реками Обь, Бия, Катунь, Чарыш, Чумыш. Но только Обь судоходна на всем протяжении, а остальные реки — в низовьях. Барнаульский РВПиС основан в марте 1938 года. В 2015 году речному судоходству на Алтае исполнилось 150 лет со времени, когда 1865 году в Бийск пришел первый пароход.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: На страже безопасности водных магистралей

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру