Как жители Барнаула ищут работу в кризис?

Экономические трудности почти не сказались на показателях по безработице в Алтайском крае

Официальная статистика гласит, что экономические трудности почти не сказались на показателях по безработице в Алтайском крае. Небольшой рост нетрудоустроенных на общероссийском фоне в условиях нестабильности кажется даже плюсом. Но с такой позицией категорически не согласны наши читатели. По их версии, предприятия оптимизируются, сокращая людей. И те, кто все же остался без работы, вынуждены искать новую. Кто и как находит источник дохода, расскажем в традиционной рубрике «МК» — «Тест».

Экономические трудности почти не сказались на показателях по безработице в Алтайском крае

Такие разные цифры

По данным региональной Главтрудсоцзащиты, среднегодовая численность безработных за прошлый год составила 21,2 тысячи человек, тогда как в 2014 году этот показатель был равен 20,3 тысячи.

Более того, по информации ведомства за 2015 год, в пищевой промышленности и сфере общественного питания, сельском хозяйстве, здравоохранении по-прежнему чувствуется дефицит кадров. Особенно нуждаются предприятия в высококвалифицированных рабочих узких специальностей, таких как инженеры-проектировщики, инженеры-конструкторы. Их в крае немного.

При этом все больше людей жалуются на трудности с работой, сокращения. В одном из рекрутинговых агентств «МК» пояснили: доверять официальной статистике можно только отчасти. Дело в том, что она учитывает по большей части государственные организации, в которых действительно ситуация относительно стабильная. Кризис же сказался в основном на частных компаниях.

«Объем учителей, врачей и пожарных остался примерно на прежнем уровне, а вот в коммерции с наступлением экономического спада начались движения. У нас есть два больших портала для поиска и предложений работы, которые могут говорить о занятости на частных предприятиях. Здесь видна реальная ситуация. И если взять данные за конец прошлого года, то на этих сайтах соотношение вакансий к резюме было равно 3 000 человек к 60 000. Получается, что на одно рабочее место претендуют 20 человек. Не все эти люди безработные, но они находятся в поиске», — утверждает Ольга Козубова, основатель и управляющий партнер рекрутингового агентства.

Спрос есть. Требуется предложение

По словам Козубовой, нельзя выделить какую-то из сфер деятельности, где экономические сложности сказались особенно остро. Проблемы коснулись всех. Эксперт уверена: хорошо живут только производители круп. Их секрет прост: люди экономят на фруктах и овощах, при этом покупая больше дешевых злаков.

Одновременно с этим интернет-сайты пестрят различными объявлениями о работе. Больше всего открытых вакансий по традиции в сфере торговли. Но и сюда устроиться стало непросто. Юлия Иванова, выпускница престижного алтайского вуза, рассказывает: «Сразу после выпускного я постаралась найти работу по профессии, но не получилось. Решила устроиться продавцом или консультантом в магазин. Слышала, что это просто, и позвонила только по одному объявлению. Пригласили. Пришла, заполнила резюме, и меня отправили домой, пообещав позвонить. Никто со мной не связался ни на следующий день, ни через неделю».

Скоро будет уже четыре месяца, как девушка пытается найти себе место постоянного заработка. Юлия уверена: сложности с трудоустройством объясняются банально — отсутствием у нее опыта продаж. Но если раньше магазины шли навстречу и брали в штат новичков, то сейчас у них появилась возможность выбирать. Козубова с этим не согласна. По ее мнению, в сфере продаж чувствуются экономические сложности, а сетям все так же сложно найти профессионалов, поскольку ценные кадры сокращают редко.

Воздушные замки

Еще одна проблема — зарплата. Денег много не бывает, особенно в кризис. Люди ожидают хорошее вознаграждение за свой труд, но получить 15 000 уже считается удачей, жалуются барнаульцы. На сайтах с объявлениями, вопреки рассказам, легко можно найти вакансии с зарплатой от 30 000 и выше. Столько обещают менеджеру по продажам с условием работы на телефоне. На деле часто оказывается, что человека пытаются устроить сетевым распространителем препаратов для похудения, косметики, «оздоровительных» чаев и других препаратов.

«Я студентка, и мне нужна была подработка. В компании мне рассказали, что и как нужно делать. Что могу прямо из дома распространять через Сеть чай, и потом, в зависимости от количества проданных коробок, получу зарплату. Плюс доплаты за приглашение в компанию еще работников. И много всяких бонусов, — вспоминает Анастасия К. — Спустя три недели я должна была получить аванс 5 000, но дали только 3 000. Потом обещали выплатить вторую часть. В общем, поработала месяц, пригласила людей, и у меня должно было выйти 12 000, но мне их никто не отдал. Когда начала ругаться, меня попросили уйти. А недавно наткнулась на группу в Интернете, где обсуждают эту компанию. Оказалось, я такая не одна. Нас больше тридцати».

Время возможностей

Но если одни в такой ситуации унывают, то другие создают собственные компании. Среди них — житель Барнаула Станислав Князев. Его не увольняли, он ушел сам.

«Все шло просто замечательно. Оканчивал университет, у меня уже была неплохая работа (руководителем компании) в Новосибирске, бесплатное жилье, оплачиваемое начальством. Был уверен в завтрашнем дне. В Барнауле у меня девушка, друзья, своя квартира и любимая учеба. Так и мотался каждую неделю из одного города в другой, — рассказывает Станислав. — И вот белая полоса в моей жизни резко меняется на черную: меня не допускают к защите диплома, я расстаюсь со своей девушкой. Впадаю в депрессию и увольняюсь с работы, чтобы все-таки закончить университет».

Князев признается: решение далось не просто, но совмещать работу на руководящей должности в Новосибирске и учебу не было никакой возможности.

«В кризисные моменты мозг работает совершенно по-другому. Подсознание будто бы подключает какие-то резервные блоки питания. И я понял, что всю свою жизнь любил футбол. Моя бабушка жила совсем рядом со стадионом, и я играл, пока солнце не сядет. Вся комната была увешана плакатами известных футболистов, найти которые в то время в маленьком селе было почти невозможно. Серьезного обучения футболу в селе попросту не было, но любовь к нему я пронес через всю свою жизнь, как и мой друг Влад», — продолжает Станислав.

Так в один миг родилась идея открыть собственную футбольную школу для детей. Владислав поддержал идею — вместе решили рискнуть. Станислав, и без того в долгах, решил взять в кредит 250 000 руб-лей. Родители крутили пальцем у виска, друзья не одобряли, но мечта детства сбылась, пусть не у них самих, но у мальчишек из краевой столицы.

Быть может, кризис — это не только финансовые неурядицы, но еще и шанс поменять свою жизнь? Тут как посмотреть.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 2 марта 2016

Заголовок в газете: Кто не ищет, тот не работает

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру