Пустой кошелек
Покупательная способность жителей края падает. Об этом говорят официальные данные и сами предприниматели. По их словам, кризис оказал влияние на каждую сферу деятельности — будь то поставщики услуг или товаров. Разница только в том, насколько сильное действие оказывает существующая нестабильная ситуация в стране и мире.
Владельцы магазинов одежды рассказывают, что количество покупок сократилось на 20%. Эти цифры пока не «загоняют» в убытки, но и о прибыли речи не идет. Особенно тяжело это переживают небольшие магазины.
«Для того чтобы держаться на плаву, мы полностью отказались от рекламы. Я вынужден был уволить одного сотрудника из четырех и сам теперь тружусь за прилавком, — рассказывает владелец магазина одежды. — При этом ситуация все равно медленно, но верно ухудшается. Объясню почему. Чтобы привезти вещи, нам нужно забрать их в Новосибирске. На это тоже нужны деньги. Причем просят с нас все больше, а ведь еще есть машина, которая эти вещи привезет, — она не воду пьет».
Продавцы признаются: спрос на одежду спрогнозировать сложно. Сегодня магазин полон людей, а завтра их нет вовсе. В принципе, так было всегда, но сегодня это чувствуется острее, и речь идет уже о большем количестве людей, нежели раньше.
«Это объективная тенденция для сегодняшнего рынка. Наши покупатели, видя, что зарплаты по отношению к инфляции сокращаются, не понимают, нужно ли сейчас тратить деньги. Как только СМИ тиражируют ухудшение экономической ситуации, одни торопятся потратить то, что есть, а другие боятся участи «голодных девяностых» и копят на черный день», — утверждает собеседник.
Кушать продано
Иная ситуация в продуктовых магазинах: люди оттуда не ушли. Но если раньше средний чек в Барнауле был 1 000 рублей, то теперь он сократился до 850 рублей, сообщают наши источники. Примечательно, что покупать меньше люди не стали. Все так же, как и раньше, кроме стандартного набора «хлеб, молоко, чай», барнаульцы не забывают про печенье к чаю. Но если прежде это был дорогой продукт, то сегодня выбирают что подешевле. Пожилые люди вовсе отказываются от сладкого и обходятся самым необходимым.
Есть также информация, что в дорогих продуктовых магазинах происходит отток покупателей, которые сегодня спешат в бюджетные торговые точки. Но эту информацию в самих маркетах нам не подтвердили.
Со спиртным дело обстоит иначе. С наступлением непростых времен люди не стали употреблять алкоголя меньше, но изменились предпочтения.
«У нас летом наши постоянные клиенты перешли на крепкий алкоголь, —
рассказывает Анастасия Мингалева, владелица винного бутика. — Еще часть посетителей стали где-то закупать «Бакарди», «Хеннесси». Они где-то их приобрели всего за 300-350 рублей. А через полтора месяца по стране прошла волна отравлений дешевым «дорогим» алкоголем. Вот и вся экономия».
Мечту в долгий ящик
Данные предпринимателей подтверждают экономисты. Проблемы действительно есть, но объективной статистики быть не может: слишком быстро все меняется на международной арене, а следовательно, и на внутреннем рынке страны.
«Не нужно быть экономистом, чтобы понять, что происходит сейчас. По отношению к инфляции доход граждан сокращается. Как следствие, покупательная способность падает, — утверждает Владимир Бородин, доктор экономических наук, профессор. — Приходя в магазин, думаю, каждый из нас замечал, что люди стали выбирать более дешевый ассортимент».
Каков завтрашний день, тоже сказать сложно — по крайней мере экономисты с громкими заявлениями не спешат. И пока советуют решать те проблемы, что есть. Но не все с ними справляются. Так, по данным «МК», группа компаний «СЛК-Моторс» перестанет быть официальным дилером Toyota и Lexus в Барнауле уже к середине февраля. И якобы покупатели, оплатившие свои покупки, так и не смогли забрать авто и направились в суд.
У других дилеров тоже не все гладко. «Мы процент не считали, но могу сказать, что продажи упали примерно на 50%. Ситуация такова, что основная масса людей не просто отложили покупку, а вообще отказались от нее. Богатые покупатели, в свою очередь, напротив, не почувствовали кризиса. Если человек зарабатывал миллион, а сейчас его доход 800 тысяч, то это не особо его расстраивает. Он сможет так же, как и раньше, позволить себе авто за два-три миллиона рублей, — рассказывает представитель одной из дилерских компаний. —
Многое зависит от бренда. К примеру, тот же Lexus у нас вообще не почувствовал колебаний. Его как покупали, так и покупают. Больше всех страдает Suzuki —
продажи упали почти на 70%. Остальные бренды держатся примерно на одном уровне: их стали брать меньше приблизительно на 30-50%».
Еще более сложная ситуация в сфере строительства. Покупка жилья сегодня для жителей края не в приоритете. Свой угол просто не по карману, многие даже с учетом ипотеки не в состоянии потянуть покупку квартиры. «Сейчас очень болезненное для строительной отрасли время. В марте, если закончится льготная ипотека, мы еще дополнительно ожидаем «просадку». В сданных домах сейчас около 30% нераспроданных квартир. Такого раньше не было. Пока еще строители держатся за счет всплесков покупательской активности, которые были у нас в начале и конце прошлого года. Это был как раз тот период, когда к нам приезжали покупать квартиры казахи. За счет этого у строителей появились определенные оборотные средства, — объясняет Юрий Фриц, председатель правления Алтайского союза предпринимателей. — Но новых домов закладывается меньше. В этом году, конечно, будут достраивать объекты, но дальнейшие перспективы туманны».
Кризис —
способ заработать
Однако даже в такое сложное время находятся те, кому удается заработать на общих проблемах. К примеру, предприниматели, работающие на экспорт товаров и услуг за границу, которые при этом получают доход в иностранной валюте. Но нужно понимать, что и тут сложно получить сверхприбыль, потому что с ростом доллара увеличились и издержки предприятия. Кроме того, в половине случаев при организации какого-либо производства сырье или материалы закупаются за рубежом за иностранные деньги.
Выигрывают от нестабильной ситуации на рынке и магазины бытовой техники. Люди, поддавшиеся панике, спешат «вложить деньги в дело» и тратят сбережения на электронные товары для дома: телевизоры, микроволновые печи, стиральные машины. Разглашать данные по увеличившемуся спросу в магазинах отказались, но пояснили, что сейчас «бум продаж» понемногу идет на спад.
«Любопытная тенденция. Некоторые люди в ситуации кризиса и неопределенности становятся все более иррациональными. Стремятся к халяве и легкой наживе. Для этого принимают участие в очевидно рекламных конкурсах и розыгрышах, где потраченные суммы денег не равняются конечному призу и даже шансу его получить, — утверждает Екатерина Распопова, психолог. — Люди вкладывают сбережения в сомнительные организации, которые сулят огромную прибыль здесь и сейчас. Наконец, они тратят время и силы на посещение сомнительных мероприятий, где обещают с помощью «целебных» заговоров и манипуляций моментально сделать их богаче. Еще любопытное мнение, которое подтверждается в наблюдениях: граждане начинают экономить на самом необходимом, на еде — для того, чтобы потратить свои сбережения на более дорогие и «роскошные» нужды: например, отдых за границей, новое авто и другое. Таким образом, люди готовы поддерживать статусность и комфорт своей жизни даже в кризис. Вот такой ценой».
Несмотря на то, что сегодня сложно делать какие-то прогнозы, и экономисты, и психологи едины в одном: не стоит поддаваться панике, вкладывать деньги в сомнительные начинания или нерационально использовать средства. От того же заморского курорта вполне можно отказаться, а на сэкономленные деньги сделать ремонт в доме или полгода питаться правильно, не отказывая себе в любимых лакомствах.