Больше сотни людей погибло и пропало без вести в горах Алтая за пять лет

Они не прощают ошибок беспечным туристам

Алтайские горы несравнимы с Памиром, Тянь-Шанем, и уж тем более высочайшей вершиной мира Эверестом. Но опытные альпинисты утверждают: ошибочно считать их «домашними». Суровый климат, сейсмо-опасность и идущие до сих пор процессы рельефообразования не прощают ошибок беспечным туристам.

Они не прощают ошибок беспечным туристам

На ровном месте

Очередное сообщение о несчастном случае в алтайских горах пришло 2 января. В районе перевала Учитель в ущелье Актру под снежную лавину попал 38-летний житель Красноярского края. Группа спортсменов не зарегистрировалась в поисково-спасательной службе, сообщают в СУ СК РФ по Республике Алтай. Спортсмены своими силами откопали альпиниста и доставили в Кош-Агачскую районную больницу. В медицинском учреждении от полученных травм мужчина умер на следующий день. По данным «МК», он был начинающим спортсменом и занимался любительским альпинизмом.

До конца января республиканское СУ СК РФ будет проводить проверку по факту гибели красноярца, приехавшего на Алтай для тренировок. В ведомстве «МК» подтвердили, что этот турист был участником похода, организованного Федерацией альпинизма и скалолазания Новосибирской области (МРОО «ФАиС НСО»). Обстоятельства происшествия следственные органы не комментируют. Отказались давать пояснения и сами организаторы похода.

По данным «МК», вместе с федерацией на сборы, которые планировалось провести с 30 декабря по 8 января, отправилась довольно многочисленная группа спортсменов. Как сообщают очевидцы трагедии, члены команды продвигались по радиальному выходу на перевал Учитель. Злосчастный участок не представляет сложности для подъема, не альпинистский или категорийный, и не требует применения альпинистского снаряжения, отмечают эксперты.

«Есть места на Алтае с куда большим риском, к примеру, гора Белуха, — утверждает Андрей Степанов, инструктор-методист по альпинизму III категории, соучредитель клуба путешественников. — На перевал Учитель можно подняться по гребню, где сход лавины невозможен, и по склону, где эта вероятность существует всегда. Возможно, погибший допустил ошибку и двигался именно по опасному участку. Многие уверены, что в январе перевал представляет минимальную лавинную угрозу. Тем не менее она все равно есть. В марте, на майских праздниках, а также в первой половине июня снега значительно больше, и он начинает таять. Поток туристов возрастает: сюда приезжают и альпинисты, и горные туристы, и «джипперы» — за счет этого риск увеличивается».

Несчастные случаи в районе ущелья Актру происходят крайне редко, согласились в Федерации альпинизма и скалолазания Новосибирской области. «Причины 99% из них — человеческий фактор и персональная ответственность каждого. Вероятность схода лавины есть везде, где есть снег. Это не значит, что в горы ходить нельзя. Сход лавины может спровоцировать все, от погодных условий до уровня подготовленности альпиниста. Чем больше малоопытных людей ходит в горы, причем самостоятельно, тем чаще приходится слышать о трагедиях», — отметил председатель федерации Олег Макаров.

Гора не хочет быть покоренной

За последние пять лет в алтайских горах погибло и пропало без вести больше сотни человек, сообщают в Алтайском поисково-спасательном отряде МЧС Россия (ежегодно — 20-30 человек). Причиной смерти в горах чаще всего становятся обвалы, лавины, обморожения и срывы, рассказывает альпинист Павел Мезенцев. В районе ущелья Актру Мезенцев был на маршруте, когда в горах произошла другая трагедия — от переохлаждения, попав под дождь, а затем в снежную бурю, погибли четверо альпинистов из Томска.

«Мы были в тех же условиях, что и погибшие туристы из Томска. При таком сильном ветре, который будто специально сносит тебя в ущелье, постоянно хочется укрыться, переждать за камнями, ног уже не чувствуешь. Но сразу вспоминаются слова инструктора: назад пути нет, ждать нельзя, только вперед, заставляя себя идти! Мы не ходили, как говорится, «гуськом», наша команда расползалась на километры. Бывало, осмотревшись, понимаешь, что ты один. И вокруг никого. Каждый из нас провел ежедневно по много часов в полном одиночестве: только ты и тропа, и опознавательные знаки, ориентиры, чтобы не заблудиться. А там это не трудно», — рассказывает альпинист.  

Спасатели уверены: части смертей удалось бы избежать, будь любители гор чуть менее самонадеянными. Из 1,8 млн туристов, побывавших в Республике Алтай в 2015 году, в МЧС были зарегистрированы 322 группы, или 2 755 человек. При этом только каждая вторая страхуется от несчастных случаев. Чаще всего в экстремальные ситуации попадают самоорганизованные группы.

«Зарегистрированные в МЧС туристы или спортсмены оставляют нить маршрута с точностью до часов, а также контактные телефоны, информацию о точках старта-финиша и пунктах остановок. В случае отсутствия обратной связи к назначенному в маршруте времени в район их предполагаемого нахождения отправляется группа спасателей, — комментирует Виталий Аксенов, начальник поисково-спасательного подразделения Алтайского поисково-спасательного отряда МЧС России. — Спасатели — не супермены, а такие же люди, просто более подготовленные и организованные. Нередко немедленному старту операции препятствуют такие факторы, как погодные условия (а в горах погода портится очень быстро) или темное время суток».

Без права на ошибку

О том, что горы «детям» не игрушка, не устают повторять не только спасатели, но и опытные альпинисты. Инструктор по альпинизму с более чем сотней восхождений за 20 лет альпинистского стажа Валентина Буняева уверена, что причина большинства несчастных случаев — недостаточный уровень подготовки и беспечность путешественников и организаторов мероприятий. 

«Обвалы и лавины, постоянно меняющийся рельеф гор, мощное обледенение и суровый климат ставят, к примеру, одну из самых высоких алтайских вершин — Белуху — в ряд с труднодоступными памирскими гигантами. Поэтому вовсе не стоит полагаться на авось и считать алтайские горы «домашними». Лавины — это вообще привычное явление на Алтае, особенно если группа выходит после обильного снегопада. Нужно адекватно оценивать обстановку, предугадывать угрозы. Опытному инструктору это по силам», — уверена собеседница.

Не обойтись на маршруте и без специального снаряжения и сплоченной команды. «Горный гид должен быть настолько сильным и толковым, чтобы до приезда спасателей по возможности оценить ситуацию и помочь человеку», — рассказывает Константин Бондарчук, инструктор по альпинизму III категории, кандидат в мастера спорта, обладатель жетона «Спасение в горах». Оптимальное количество участников группы на одного инструктора — не более 7-10 человек. До выхода на маршрут они должны пройти занятия на всех формах горного рельефа. «Выпустить в горы малоопытного человека раньше было проблемой. Из 10 новичков до разрядников доходило в лучшем случае двое. Если же для кого-то из участников маршрут заканчивался трагически, инструктор терял все спортивные регалии», — добавляет Бондарчук.

Пожалуй, у каждого альпиниста, кроме взятых вершин, на счету десятки падений, обморожений и переломов. Априори экстремальный вид спорта не перестает быть привлекательным для тех, кто однажды оставил свое сердце в горах.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 20 января 2016

Заголовок в газете: Великие и опасные

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру