Ведущий педагог края рассказал о том, как вырастить из обычных детей «стобалльников» олимпиад

В преддверии дня учителя корреспондент «МК» встретилась с одним из лучших педагогов края Сергеем Полянским

В преддверии дня учителя корреспондент «МК» встретилась с одним из лучших педагогов края Сергеем Полянским. Он — эксперт ЕГЭ, дважды финалист регионального этапа конкурса «Учитель года», призер множества конкурсов по туризму и киномастерству и просто хороший учитель истории и обществознания.

В преддверии дня учителя корреспондент «МК» встретилась с одним из лучших педагогов края Сергеем Полянским

Судьба была предрешена

Сергей Полянский работает в Алтайском краевом педагогическом лицее-интернате. Ему 39 лет, половину из них он провел в школе. Говорит, судьба его была предрешена. Мать — учительница, сестра — директор одной из сельских школ, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года».

«Династия сыграла свое дело, хотя я всегда мечтал быть летчиком, — смеется Сергей. — Но не получилось. Думаю, все правильно сложилось. Моя профессия тоже интересная и сочетает в себе множество других специальностей. Иногда рассказываешь очевидные вещи, а для детей они впервые. И вот ты уже первооткрыватель. Потом говоришь о чести — и становишься психологом. Так каждый день».

Карьера учителя начиналась не в Барнауле. Сразу после окончания педагогической академии он отправился к себе на малую родину в Чарышский район. Там вел немецкий и историю, но спустя три года вернулся в краевую столицу.

«Жена филолог. Она тогда в академии кандидатскую защищала, а я работал там на кафедре. Потом в частной школе чуть-чуть. Там мне не понравилось, — продолжает Сергей. — Я не знаю, сколько времени должно пройти, чтобы наша частная школа начала давать качественное образование».

Позже Полянский стал брать пары в педагогическом лицее, а со временем совсем перебрался сюда. Сейчас ведет историю и обществознание сразу в восьми разнопрофильных классах. Вместе они стараются сломать стереотипы об учебе.

Ломка стереотипов

«У нас есть военно-спортивный класс. Так вот, он чуть ли не самый сильный в умственном плане. Поразительная вещь: им удалось переломить стереотип «Сила есть — ума не надо», — утверждает педагог. — Еще интересный момент. Скажем так, есть физики и лирики. С лириками тяжело. У них большой кругозор по поводу исторических аллюзий, которые часто можно как угодно трактовать. Математики, напротив, потрясающе логичны. С ними мне даже проще с точки зрения материала. Они причинно-следственную связь исторического процесса прекрасно воспринимают. Историки — наоборот. Им иногда тяжелее понять историю, потому что у них много интерпретаций в голове, отсылок к современному обществу».

Все зависит от специализации класса. Кто-то изначально мотивирован изучать предмет, а кому-то необходимо объяснять, что история образованному человеку необходима.

«Иногда иду на хитрости. Есть у меня один прием, я с ним участвовал в проекте «Сколково». Называется «Идеальное общество». Мы знаем, что люди с древности пытались создать идеальное общество. Почему-то не получалось. Мы с вами тоже пытаемся строить его — с точки зрения экономики, социальное, духовное. И вот через поиски недостатков этого общества дети пытаются материал запомнить, — поясняет учитель. — Еще такая хитрость есть. Например, проходим тему «Человек, индивид, личность». Я выбираю ребенка в классе и спрашиваю, а личность ли он. Мне отвечают: да. В ответ говорю, что не верю. Так спорим до тех пор, пока ребенок не приведет серьезные аргументы и не примерит на себя признаки и характеристики личности. По сути, ученик проецирует изученный параграф на свою жизнь».

Педагог говорит: сухую информацию, считанную с листка, дети слушать не станут, поэтому он старается разговаривать с ними на одном языке.

«Мы на уроке, например, обсуждаем происходящее в мире. Дети должны быть в курсе важных событий. Это расширяет кругозор и позволяет им ориентироваться в информационном пространстве, — отмечает Полянский. — Так, этот год у нас действительно, так скажем, «урожайный» на медали. Мои ученики приняли участие во Всероссийском конкурсе «Воробьевы горы». Вернулись с победой. Рассказывают, что им помогли навыки, полученные на обществознании. Мы на уроке смотрим современные фильмы и читаем книги. Потом пишем эссе — не то, которое в ЕГЭ, а такие, чтобы затрагивали широкий культурологический пласт. Знания получаются не книжными, а живыми. Так, еще один парень, правда четыре года назад, выиграл олимпиаду в МГУ, потому что он написал о фильме «Бегущий по лезвию».

Тяга у учителя к фильмам неспроста: он сам снимает короткометражки. Среди них — «Мечта». Картина выиграла престижный российский конкурс «Гравицап». В этом году учитель участвует в нем с «Другой планетой». Фильмы снимает в горах, вместе с учениками.

«У нас на базе лицея есть туристический клуб «Ирбис», который создал мой коллега. Главная задача «Ирбиса» — показать, что на природе посидеть у мангала — это не есть туризм. Есть еще походы, работа над собой, ответственность за себя, за страховку, — перечисляет Сергей. — Я во всем этом — информационная составляющая. Дети поднимаются в горы, а я снимаю их на камеру. Буквально на коленке».

Эти фильмы потом монтирует сам педагог, на уроках школьники разбирают их наряду с другими картинами.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 7 октября 2015

Заголовок в газете: Школа как часть жизни

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру