Российские школы обязали учить детей сразу двум иностранным языкам

Нововведения коснутся в основном тех, кто учится в 5-9-х классах

1 сентября в России ввели новый образовательный стандарт. Согласно ему школьники должны учить не один, а сразу два иностранных языка. Министр образования РФ пояснил, что школам дадут время, чтобы перейти на новую систему обучения. Сколько именно — не сообщается.

Нововведения коснутся в основном тех, кто учится в 5-9-х классах

Дали время

Нововведения коснутся в основном тех, кто учится в 5-9-х классах. В расписании этих ребят появится сразу два иностранных языка.

«Введение второго иностранного языка определено Федеральным государственным образовательным стандартом, — говорит Ирина Дроздова, начальник отдела общего образования Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края. — Сейчас в этой примерной программе есть два варианта учебного плана: первый, в котором два иностранных языка, и второй, где только один. Школа пока может сама определить свой вариант программы».

Однако, несмотря на это, общественность волнуется. В СМИ появилась информация о том, что очень многие российские школы просто не готовы к таким изменениям. В большинстве образовательных учреждений преподают всего один иностранный.

Есть и плюсы. Школы, в которых трудились два педагога, от введения в обязательный план второго иностранного языка только выигрывают. Особенно это касается сельских учебных заведений.

«Здесь тоже палка о двух концах, — уверяет Андрей Кузнецов, директор Михайловской средней общеобразовательной школы. — У нас сейчас такая ситуация: когда встает выбор, какой язык изучать детям, родители отдают предпочтение английскому перед немецким. Тут как раз негативный момент. У нас же у учителей «подушевая оплата». Так вот, представьте, что из 24 человек двадцать выбрали английский и только четверо — немецкий. По часам вроде бы у преподавателя немецкого нагрузка есть, но зарплата у него ниже в разы. Поэтому от этих нововведений и плюсы, и минусы. Зарплата педагога по немецкому в нынешних условиях вырастет».

В школах, где работает всего один педагог, сразу же появились подозрения по поводу распределения часов между учителями. Самый неприятный в таком случае вариант — дробление отведенных уроков надвое. Это значит, что от стандартных для пятиклассника 108 часов, которые отводились одному учителю, отнимут половину и отдадут второму. При этом зарплата педагогам начисляется в соответствии с лекционной нагрузкой и количеством учащихся в классе. Получается, что кошелек первого учителя существенно «похудеет».

Расписание «не растянется»

Однако в Главном управлении образования и молодежной политики Алтайского края обещают: такого не произойдет. Часы будут делиться в соответствии со школьным дополнительным компонентом, то есть за счет необязательных предметов. Этот вариант рассматривает большинство образовательных учреждений. Школа, чтобы не перегружать детей, вынуждена будет убрать из расписания предметы, без которых можно обойтись. К ним относятся регионоведение, основы православия и так далее.

Таким образом, расписание «не растянется», ученик будет находиться на учебе столько же времени, сколько и раньше, но получать при этом знания сразу по двум языкам. Вопреки ожиданиям, такой вариант родителей тоже не особо устраивает.

«У меня двое школьников. Сейчас они в пятом классе. Иностранный у них со второго. Обоим языки даются тяжело. Я с ними столько времени сижу за уроками, что в пору самой идти преподавать, — сокрушается Екатерина Фольц, мама школьников. — И мое мнение такое: детям и одного иностранного хватит за глаза, а если чьи-то мамы считают, что им мало английского или какого-то еще, то пусть нанимают репетитора. Мне кажется, так было бы честно и правильно».

«Для нас это дико тяжело, учитывая, что гимназия языковая, дети и так загружены очень. Сложность еще в том, что, например, я знаю только английский и помогать делать им уроки по другому языку попросту не смогу, — добавляет еще одна мама Надежда Постникова. — Если дополнительный будет идти факультативом, то можно попробовать. В противном случае нам придется нанимать репетиторов, что для многодетной семьи большая проблема».

«Про такую инициативу ничего не слышала. Мне ни учителя сына, ни он сам ничего не говорили. По-моему, неплохая идея, — замечает мать школьников Зоя Москвитина. — Вот только будут ли дети все успевать — большой вопрос. Наверное, логично было бы сделать преподавание языков в тестовом режиме в каких-нибудь двух-трех школах, ну или во всех, но на год-полгода, чтобы результаты оценить».

Европейский и алтайский опыт

По этому вопросу спорят и учителя. Однако в Алтайском крае есть школы, в которых опыт ведения одновременно сразу двух и более языков уже применялся и применяется. Английский, немецкий, французский и даже китайский преподают в Бийском лицее-интернате, Алтайском краевом педагогическом лицее и других образовательных учреждениях. В барнаульской гимназии № 22 дети занимаются углубленным изучением английского. Кроме того, в течение двадцати лет до 2003 года здесь осваивали одновременно два языка — немецкий и английский.

«Это время показало нам, что для детей это вполне возможно. Ученики изучали с первого-второго класса английский язык, а потом с пятого — немецкий, — поясняет Андрей Громов, директор гимназии № 22 Барнаула.— Обучение проходило по специальной, углубленной, адаптированной для нас программе. Дети справлялись, потому что у них уже была заложена определенная база, а многие разноязычные слова имеют одинаковое происхождение».

Психологи подтверждают, что наличие в расписании сразу двух иностранных языков не должно сказаться на самочувствии детей негативно. Конечно, новая нагрузка вызовет стресс, но уже через месяц молодой организм привыкнет. Другое дело, что не все дети имеют лингвистические способности, но это уже проблемы индивидуального характера. Базовый уровень способно освоить большинство.

«В других странах, например, практика введения одновременно двух языков есть уже давно, — говорит Антон Хамаза, педагог-психолог. — От этого дети не страдают. Любой предмет либо интересен ученику, либо нет. И тут дело не в предметах, а в учителе, поэтому я считаю, что если образовательный процесс будет грамотно организован, то это даст только хорошие результаты. Известно, что второй иностранный развивает память и мышление».

Также на минувшей неделе министр образования России Дмитрий Ливанов заявил, что к 2022 году иностранный включат в число обязательных ЕГЭ, поэтому изучение второго языка будет школьникам только на пользу.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 9 сентября 2015

Заголовок в газете: Из школьников — в полиглоты

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру