Гололед как фактор риска

В Барнауле обсудили условия вождения в зимний период

 В Алтайский край пришли снег и холода. Что такое сибирская зима, многие могли вспомнить 17, а затем 26 октября. Первые дни зимней погоды традиционно принесли головную боль водителям, дорожникам и сотрудникам ГИБДД.

 

В Барнауле обсудили условия вождения в зимний период

 Автомобилисты винят коммунальные службы за несвоевременную расчистку дорог, а те сетуют на несознательность водителей, многие из которых не успели поменять летнюю резину на зимнюю, да еще и паркуются где попало, мешая дорожной технике. В этом извечном конфликте неизменно участвуют ГИБДД и автошколы. Вместо того чтобы ругать друг друга в СМИ, все стороны приняли решение сесть за стол переговоров и обсудить вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в осенне-зимний период. В круглом столе приняли участие сотрудники ГИБДД, Алтайавтодора, представители автошкол и перевозчиков общественным транспортом.

Соблюдай дистанцию!

Руководитель краевого ГИБДД Петр Богомолов, предложивший общаться «в режиме диалога, а не монолога», отметил, что, несмотря на стабилизацию ситуации с аварийностью на дорогах Алтайского края, необходимо обратить внимание на готовность всех заинтересованных служб и ведомств к зиме. Первый гололед показал, что не все дорожно-эксплуатационные организации оказались готовы оперативно принять меры по ликвидации зимнего скольжения. Образовались заторы на подъемах и увеличилось количество ДТП.

«Естественно, когда дорожное покрытие было сухим, ДТП было меньше, а в первые дни снегопадов их количество резко возросло, — констатировал Петр Богомолов. — Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то в этом году ситуация улучшилась — аварий стало меньше. Водители стали более сознательными и заранее подготовились к ухудшению погодных условий. Основные причины ДТП во время гололеда — несоблюдение скоростного режима, дистанции и бокового интервала. Большой процент таких аварий допускают водители с небольшим водительским стажем, те, кто получил водительское удостоверение в весенне-летний период и не имел опыта вождения автомобиля в условиях гололеда и ограниченной видимости».

Однако Богомолов призвал не терять бдительности и напомнил о трагическом ДТП, произошедшем 17 октября на трассе Бийск — Белокуриха. Женщина, водитель автомобиля «Рено-Меган», не справилась с управлением, выехала на встречную полосу и столкнулась с КамАЗом. После этого произошло столкновение еще двух автомобилей — ВАЗ-21150 и ВАЗ-2101. В ДТП погиб 11-летний мальчик, пассажир «Рено». Дорожники подчеркивают, что говорить о гололеде в данном случае некорректно. ДТП произошло на мосту, который был обработан реагентом. В результате испарений реки, протекающей под мостом, образовался отнюдь не гололед, а изморозь, которая ухудшила сцепление шин с дорогой, поэтому водителям было необходимо соблюдать повышенную бдительность.

По словам начальника ГИБДД, в период зимней непогоды дорожная полиция и коммунальные службы работают в усиленном режиме. Очень помогает круглосуточное наблюдение с помощью видеокамер, установленных по всему региону. Вопреки расхожему мнению, средства видеофиксации позволяют не только штрафовать водителей, но и проводить оперативный мониторинг ситуации на трассах. В эти дни увеличивается количество личного состава ГИБДД на всех дорогах края. Полицейские организуют движение водителей и пешеходов на сложных участках, сопровождают колонны скопившегося транспорта к местам парковки, оказывают содействие в запуске замерзших авто и доставке их владельцев в тепло.

«Мы работаем круглые сутки»

На круглом столе прозвучал вопрос о том, как быть с теми дорогами, ямы на которых не залатали за лето и осень. Олег Лугачев, замначальника по содержанию и ремонту автомобильных дорог Алтайавтодора, рассказал, что все плановые ремонтные мероприятия были выполнены, а там, где образовались ямы, уже оштрафованы подрядчики, которые теперь будут устранять нарушения за свой счет. Также, по итогам вердикта комиссии, взысканиям подвергнуты коммунальщики, признанные виновными в несвоевременном устранении последствий снегопадов.

«Есть и такие технологии, которые позволяют заниматься ямочным ремонтом даже зимой, — рассказал Олег Лугачев. — Именно такая технология будет применена в Романовском районе. В целом подрядчики, выполнившие некачественный ремонт, уже оштрафованы более чем на четыре миллиона рублей. По состоянию федеральных трасс во время непогоды 17 октября к нам нет претензий. Непогода всегда начинается резко, и автомобилистам следует подумать: ехать в такие дни или нет. Как бы дорожников ни обвиняли, но вы не представляете, что такое обработать песчано-соляной смесью 16 тысяч километров за норматив времени, который у нас есть. Кстати, он разрешает приступать к работе по уборке снега не позднее четырех часов после окончания снегопада. Мы же всегда работаем уже во время снегопада. Нашу работу зачастую не видят, но тем не менее все доезжают в пункты назначения. Правда, не все довольны качеством проезда, но попробуйте куда-нибудь добраться, если дорожники совсем не будут работать. Уверяю вас, мы работаем круглые сутки».

Эксперты согласились, что за последние несколько лет загруженность транспортных развязок, особенно утром и вечером, многократно возросла, поэтому дорожникам приходится трудиться ночью или ранним утром, чтобы не блокировать трассы. Но даже ночью очистить некоторые дороги невозможно: автовладельцы где попало паркуют машины и оставляют их на улице до утра. Вместе с механизаторами борьбу за чистоту улиц ведут и дворники — лопата и умелые руки выручают там, где ни одна снегоуборочная машина не поможет.

«Есть статистика ДТП, услышав которую все начинают обвинять дорожников, а у нас имеются свои цифры, — подытожил Лугачев. — Если разобраться, то больше половины из них происходит по вине водителей без прав, пьяных или грубо нарушивших правила. Плохое состояние дороги — не такая уж и частая причина аварий. По каждому дорожно-транспортному происшествию мы проводим внутреннее расследование, и предприятия, с которыми у нас заключен контракт на обслуживание той или иной территории, наказываются: от крупных штрафов до увольнения руководителей».

Чувство автомобиля

Перед участниками заседания выступили руководители Барнаульского центра высшего водительского мастерства (БЦВВМ) Лариса и Антон Мищенковы, которые рассказали о принципах методики контраварийного обучения в автошколах.

«Большой процент ДТП в дни первой непогоды приходится на водителей, имеющих опыт вождения менее одного года, — подчеркнула Лариса Мищенкова. — Для них это первая зима за рулем. Мы всегда их предупреждаем, что, несмотря на качество дорог, погоду и прочие факторы, в первую очередь они должны брать ответственность на себя и уделять достаточно времени учебе в автошколе. В Европе практикуется двухфазное обучение, когда ученик сначала водит учебный автомобиль, а после получения прав приезжает в автошколу и практикуется на своей машине. Есть такое важное качество — чувство автомобиля, которое должно быть сформировано у новичка. Купив машину и получив права, водитель первое время не чувствует габариты, не может просчитать инерцию разгона и торможения. Мы предлагаем нашим ученикам пройти именно две фазы обучения за символическую плату, а также дополнительные курсы по зимнему вождению. Поначалу, пять лет назад, люди не понимали, зачем это надо. Главное — есть права, а там уже на ходу и разберемся. Лишь в этом году количество желающих пройти дополнительные курсы превысило наши возможности».

Представители БЦВВМ напомнили, что их автошкола ежегодно готовит зимнюю трассу со смешанным покрытием (лед или укатанный снег), которая доступна для всех желающих водителей бесплатно. Новички могут приехать и потренироваться. Платить нужно только в случае снегопада — 100 рублей за день катания. Эти деньги идут на оплату топлива снегоуборочной техники.

В ходе круглого стола видение ситуации от лица перевозчиков общественным транспортом представил Сергей Калинкин, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Автомобильные перевозки Алтая». Он с сожалением констатировал, что за текущий год число ДТП с участием общественного транспорта выросло в полтора раза. Причины различные, но немало случаев, когда аварии происходили по вине водителей автобусов.

«В связи с этим Минтрансом РФ был издан приказ, предоставляющий проверяющим органам серьезные полномочия и позволяющий применять санкции к руководителям предприятий-перевозчиков, водителям и специалистам, выпускающим общественный транспорт на линию, — поделился Сергей Калинкин. — К сожалению, кадровая проблема среди водителей автобусов остается острой. В советское время эта работа была престижной, автобусникам полагались различные льготы. Сейчас и престиж упал, и зарплата небольшая. Именно дефицит кадров не позволяет некоторым перевозчикам принимать кардинальные решения по увольнению шоферов за некачественное выполнение своих обязанностей. Приходится ограничиваться профилактической работой».

Мало того что автоводителей увольнять нельзя, а то в рейс выходить некому, так еще и предприятия-перевозчики жалуются на тяжелые финансовые условия. Калинкин рассказал, что ежегодно фиксируется снижение пассажиропотока. В этом году он упал на 6%. Люди все чаще пересаживаются на личные авто, а увеличение стоимости проезда не помогает. Кроме того, в глобальном смысле пассажиропоток — зеркало экономики. При стагнации активность населения снижается, а в годы бурного экономического роста, наоборот, повышается.

«Вступление в силу закона об обязательном страховании пассажиров еще больше увеличило нагрузку на наши предприятия, — продолжает Калинкин. — Инструменты по повышению качества работы водителей и техническому обновлению у нас минимальны. Тем не менее перевозчики — народ оптимистичный, руки мы не опускаем и голову в песок не засовываем. Ждем законопроекта о транспортном обслуживании населения. Его суть — в переходе с субсидирования перевозчиков из муниципальных бюджетов на контрактную основу. Будет проведен мониторинг затрат по регионам за один час работы городского транспорта и километр пригородного и междугороднего. Необходимо понять, сколько потребуется затрат, чтобы предприятия начали не выживать, а развиваться».

В завершение круглого стола участники пришли к выводу, что для предупреждения ДТП в зимний период необходима консолидация усилий как всех заинтересованных организаций, так и самих участников дорожного движения. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру