Ликвидация: процесс запущен

Затон может исчезнуть с карты Барнаула

 События текущего года показали, что некоторые регионы России, в том числе и Алтайский край, оказались не готовы к борьбе с паводком. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в результате стихии пострадала почти треть муниципалитетов региона. Уже по традиции существенный ущерб нанесен Затону. Власти собираются раз и навсегда покончить с проблемой, которая повторяется из года в год.

Затон может исчезнуть с карты Барнаула

 На конференции по гидробезопасному домостроению, состоявшейся в рамках недавнего выставочного форума по строительству, заместитель начальника главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края Андрей Геттих озвучил официальную позицию властей по наводнению и мерах борьбы с ним.

Он отметил, что прошедший паводок было трудно спрогнозировать, и результат бедствия довольно серьезный. Ущерб экономике края оценивается более чем в пять миллиардов рублей. Условия прохождения паводка в каждом муниципалитете были различными. Если в верховьях Оби это был стремительный поток, который быстро поднимался и сносил постройки, то в низовьях, начиная от Бийска и вниз по Оби, наблюдалось поднятие воды на длительный период.

Геттих обозначил единственный способ регулировки застройки территорий: «Развитие территории определяется на основании градостроительной документации. Она всегда формировалась и готовилась с учетом в том числе и зон затопления, подтопления. С недавнего времени туда добавились требования, связанные с чрезвычайными ситуациями как техногенного, так и природного характера».

Он подчеркнул, что в уже застроенных территориях сложно что-то изменить, потому что управление имеет право регулировать только новое строительство. Готовится предложение о внесении изменений в законодательство РФ, которое будет напрямую запрещать строительство в зонах возможного затопления или подтопления. На местном уровне также должны быть приняты соответствующие меры, причем по предупреждению ущерба не только от паводка, но и от других стихийных бедствий, в частности пожаров.

Геттих обратил особое внимание на то, что все непригодные для жилья дома в недавно пережившем паводок Затоне будут снесены до получения владельцами жилищных сертификатов. Если местные власти не найдут решений по добровольной передаче данных участков, то они останутся за хозяевами, но строить на них уже будет нельзя.

Софья Платонова, кандидат геолого-минералогических наук, доцент, старший научный сотрудник Института водных и экологических проблем (ИВЭП) СО РАН, отметила, что для успешной борьбы с затоплениями и подтоплениями необходимо принять целый комплекс мер. В частности, нужно проводить профилактические мероприятия: сохранение естественного дренажа, предупреждение утечек из водонесущих коммуникаций, нормирование поливов улиц, зеленых насаждений и приусадебных участков. А для коренного улучшения неблагоприятного водного режима земель необходим своевременный отвод поверхностных вод. Этому способствуют береговые и головные дрены; нагорные, ловчие и нагорно-ловчие каналы; обвалование, а также устройство открытой или закрытой осушительной сети.

Таким образом получается, что вариант ликвидации поселка — не единственный. Так почему же краевые власти в качестве решения проблемы выбрали именно его? Корреспондент «МК» пообщался с Игорем Носковым, к. т. н., профессором, заместителем завкафедрой оснований, фундаментов, инженерной геологии и геодезии АлтГТУ, чтобы узнать, есть ли альтернатива.

По мнению Носкова, любой из известных способов борьбы с паводком очень дорогостоящий и не всегда эффективный: «К сожалению, защитные материалы от подтопления подобрать сложно. Есть пословица: «Вода камень точит». И сколько бы мы ни пытались защитить здания современными гидроизоляционными материалами, со временем вода находит себе выходы и разрушает их. Лучший вариант — это, конечно, дренажные системы вокруг всего поселка, но это очень дорогостоящее мероприятие. Много говорили об устройстве дамбы, отводе вод в обход Затона, но это очень серьезные мероприятия, да и решить проблемы для каждого дома таким способом практически нереально. Можно произвести отсыпные работы и сделать дамбу вокруг поселка, но это требует огромных вложений».

Профессор соглашается, что переселение — наиболее рациональный выход: «Мы сколько уже вложили в этот район? Каждый год спасение, вывоз, выплаты компенсаций за разрушения. Можно любое сооружение защитить. Как пример — город на воде Венеция. Но Затон — не исторический центр, в который необходимо вкладывать баснословные суммы. Проще расселить».

Схожей точки зрения придерживаются и другие специалисты. Так, Александр Зиновьев, кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией гидрологии и геоинформатики ИВЭП СО РАН, подчеркивает, что в Затоне строить жилье вообще нельзя: «Все нормативные документы, которые регулируют строительство на территориях в поймах рек (к таким относится и Затон), в первую очередь опираются на оценки вероятности затопления территории предполагаемого строительства. И если затопление происходит реже, чем раз в сто лет, то такую территорию можно застраивать. К сожалению, территорию Затона затапливает водами весеннего половодья достаточно часто. И о выполнении строительных нормативов здесь речь уже не идет».

Александр Зиновьев также отметил, что в переселении должны быть заинтересованы не только власти, но и местные жители: «Во-первых, администрации Барнаула и микрорайона вправе запретить строительство на данном участке, тем самым обезопасив людей от весьма вероятных ЧС. Во-вторых, люди, которые туда возвращаются, прекрасно понимают, что их снова затопит. Тем более что всех об этом постоянно предупреждают. Если жители Затона желают оставаться в затапливаемой зоне, то и все риски, связанные с этим, они должны взять на себя: рассчитывая на компенсацию ущерба, необходимо прежде всего застраховать свое имущество. И чтобы его возмещение осуществлялось из средств страховщиков, а не за счет краевого и федерального бюджетов. А у нас же получается, что отчисления налогоплательщиков ежегодно идут на помощь практически одним и тем же людям».

Запрет на строительство, по мнению большинства экспертов, единственно правильный выход из сложившейся ситуации. Попытки переселения из территории затопления предпринимались и раньше. Но некоторые люди, получив квартиры в Барнауле, затем их продавали и возвращались обратно в Затон. Если не взять ситуацию под контроль, то власти будут выплачивать постоянно компенсации и выдавать жилье практически каждый год.

Завьялов считает, что выгоднее один раз бесплатно предоставить людям жилье в Барнауле, чем обезопасить микрорайон от паводка: «Во-первых, практически невозможно защитить от высокой воды всю территорию Затона. Например, есть берегоукрепительная дамба напротив первого водозабора выше опоры ЛЭП. Когда наши сотрудники проводили мониторинг этого участка в период экстремального паводка текущего года, дамба была залита водой более чем на метр. Ее строительство стоило более 50 млн рублей. А чтобы защитить Затон, необходимо потратить гораздо более крупные суммы, построив множество подобных и более крупных гидротехнических защитных сооружений. А еще все они потребуют постоянного поддержания в исправном состоянии. Пойма реки природой предназначена для того, чтобы при половодьях и паводках по ней проходила большая вода. Просто не хватит средств и технических возможностей, чтобы побороть водную стихию. Лучше учесть имеющиеся природные факторы и при необходимости отстроить поселок на другом месте».

Примерно так же рассуждают и наши власти. Получается, что лишь вопрос времени, когда Затон перестанет существовать. Остается только надеяться, что вместе с ним пропадут и «дыры в бюджете», которые ежегодно образуются благодаря нашему «старому знакомому» — паводку.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру