Ноу-хау на замену импорта

Кто инвестирует в региональные инновации?

 На прошлой неделе Алтайский край посетили гости из Франции. Участники Французско-Сибирского центра образования и науки на площадках вузов обсуждали целый ряд вопросов, связанных с совместной реализацией научно-инновационных проектов в сферах охраны окружающей среды, био- и нанотехнологий. Мероприятие было организовано в рамках года науки «Россия — ЕС — 2014»

Кто инвестирует в региональные инновации?

 Знаковой темой в контексте продовольственного эмбарго стало обсуждение научно-инновационных проектов в производстве и переработке продуктов питания, направленных на импортозамещение. В крае ежегодно разрабатываются технологии, которые теоретически могут позитивно изменить продовольственную картину региона и привлечь инвестиции. Они задерживаются в лабораториях, тогда как настало время перейти от опытов к реальным действия, считает Раймонд Бессон, руководитель Франко-Российского центра инноваций и трансфера технологий. В суть инвестиционной привлекательности алтайского пищепрома вникал корреспондент «МК».

«Алтайский сыр не уступает по качеству голландскому»

Раймонд Бессон, гость из региона Франш-Конте (Безансон, Франция), побывав на презентации алтайских продуктов, отметил их конкурентоспособность в международном масштабе. Именно область пищевой промышленности, по его мнению, перспективна для Алтайского края и уже развивается опережающими темпами. Особенное восхищение вызвала у него организация производства сыров в регионе.

«Я уже 25 лет сотрудничаю с Россией и могу сказать, что продукты, производимые на Алтайской земле, отличаются высоким качеством. Они могут конкурировать с европейским предложением, в том числе французским. Не могу понять, почему их нет в столичных супермаркетах. Когда бываю в Москве или Санкт-Петербурге, на полках универмагов нахожу, к примеру, голландские сыры. Бесспорно, они вкусные, но Алтай не уступает в этом плане, — рассуждает собеседник. — Недавно пробовал алтайское вино, которым занимается господин Вагнер (Владимир Вагнер, генеральный директор корпорации «Алтайспиртпром». — «МК».). Мне кажется, это высококачественный продукт. Оно, конечно же, отличается от французского, но это не умаляет его вкусовых качеств. Напротив, напиток становится более интересным. Для его производства в регионе можно использовать поздний урожай винограда, который чуть прихвачен первыми заморозками. Это дает дополнительные вкусовые качества».

По его словам, сотрудничество России и Европы выгодно двум сторонам, оба государства могут построить продуктивные отношения. В противном случае — оба будут зависеть от США, считает руководитель Франко-Российского центра инноваций.

«Нужно решить, с кем мы хотим взаимодействовать и строить конструктивный диалог. Есть много ярких примеров того, как на практике реализуются международные проекты. Недавно я был свидетелем того, что один из французских производителей из Франш-Конте закупил 250 тонн меда в Алтайском крае. Такое продуктивное сотрудничество выгодно для вашего региона. Однако для этого нужно не концентрироваться на теоретической части диалога, а искать практические выходы на взаимодействие, добиваться результата», — заявляет Бессон.

Требуются инвесторы

В прошлом году индекс промышленного производства пищевых продуктов в крае превысил средний по стране более чем на 30%, приводит статистику Татьяна Зеленина, начальник регионального управления по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям. Мы занимаем первое место в России по производству сыров, муки, сухой молочной сыворотки, второе — по производству крупы, третье — макаронных изделий, четвертое — животного масла. К 2025 году, по словам Зелениной, регион должен и вовсе выйти на стопроцентную переработку всего товарного сельскохозяйственного сырья, производимого в регионе.

«С учетом указа Владимира Путина о сокращении ввоза на территорию России ряда групп продовольствия, значение производства в регионе в разы возрастает. Мы всегда были и остаемся продовольственным донором, 70% производимого вывозится за пределы территории. Наша задача — заместить ввозимый импорт, и мы можем это сделать. Наши мощности уже сегодня позволяют значительно увеличить выпуск продуктов. Тем не менее для достижения тех показателей, которые ставит перед нами государство, нужно работать над модернизацией технологии», — подчеркивает Зеленина.

В первую очередь, по ее словам, будут поддерживаться инновации в производстве фармацевтики, в том числе из натурального сырья, продуктов на основе биотехнологий, а также функциональное, диетическое и детское питание. Для реализации этих целей планируется привлекать зарубежных коллег, о чем и шла речь в ходе общения с французскими гостями. Делегатов призвали к сотрудничеству, подчеркнув, что в регионе есть все условия для развития.

Лабораторная революция

Собственно, несколько проектов по эффективной переработке продукции здесь же были озвучены. Один из них — производство пищи функционального назначения. Главная польза для здоровья — благодаря использованию местного, а подчас уникального сырья. Например, функциональные молочные продукты с использованием плодов облепихи, 100 граммов которой способны удовлетворить суточную потребность в жирорастворимых витаминах на 30%. Облепиха содержит биологически активные вещества и восполняет недостаток витамина Е и каратиноидов. Пока желающих инвестировать в облепиховые напитки немного, хотя, по словам авторов проекта, его воплощение в жизнь не потребует серьезных технологических затрат, особенно если переработка облепихи и производство будут проходить на одном предприятии. Еще одна функциональная инновация — хлебобулочные изделия с добавлением законсервированных продуктов пантового оленеводства.

Технологии выпуска целой линейки аналогичной продукции, большинство которой сегодня выпускается за рубежом, разработаны с учетом потребности в стране. Доля таких товаров российского производства не превышает 2%. В то время как рынок, по словам Ларисы Мелешкиной, руководителя испытательного центра пищевых продуктов и сырья АлтГТУ, практически пуст, спрос удовлетворяется дорогостоящими товарами зарубежного производства.

Так, несмотря на то что в регионе есть готовая технология производства безглютенового провианта для страдающих целиакией, больные до сих пор либо покупают импортные продукты, либо готовят их в домашних условиях. Вкладываться в производство крайне востребованного товара местные предприятия не соглашаются. Для реализации разработки нужны специализированные цеха и линии, модернизация производства, а стало быть — дополнительные расходы. Пока это еще один лабораторный продукт.

Трудности внедрения

Научные сотрудники, создатели инновационных технологий переработки, добавляют, что продукты функционального назначения все же могут производиться в регионе. Заменить импорт собственным производством возможно при условии активного инвестирования в пищепром и работу сельхозпроизводителей. Но, учитывая сложности с коммерциализацией научных разработок, они едва ли скоро выйдут на рынок.

Технологию производства безглютеновых продуктов для больных целиакией алтайские инженеры-технологи разработали больше пяти лет назад. В отличие от обычных, такие изделия готовят на основе рисовой, гречневой или кукурузной муки, не содержащей глютен. Продукция прошла испытания, и технология, по словам сотрудников кафедры, готова к внедрению. Однако пока страдающих этим заболеванием, 80% из которых в крае — дети, алтайскими функциональными продуктами не обеспечивают.

Российское научное сообщество разрабатывает инновационные технологии переработки продуктов повсеместно. Но почти везде, по словам Ларисы Мелешкиной, сталкивается с проблемой отсутствия инвесторов. Научно обоснованные разработки ждут поддержки только от государства.

«Инновации ориентированы на научное видение производства. На них получают патенты и экономическое обоснование, но большинство так и не находят отклика у предпринимателей из-за необходимости дополнительных затрат на клинические испытания и модернизацию технического оснащения», — рассказывает Мелешкина.

Разработчик производства безглютеновых продуктов Людмила Козубаева, кандидат технических наук, доцент кафедры технологии хранения и переработки зерна АлтГТУ, добавляет, что, несмотря на их востребованность для массы больных, инвестировать в производство, которое потребует значительных затрат на первом этапе (на создание герметичных цехов, оборудование линий) предприниматели не соглашаются. Направлять средства на организацию собственного производства, которое может сделать продукт более доступным для массы потребителей, бизнесмены не считают целесообразным по экономическим соображениям.

«Бизнес понимает, что внедрение почти любых технологий дает конкурентное преимущество максимум на три-четыре месяца. Они имеют свойство тиражироваться при выходе на рынок. Затраты на адаптацию производства могут не окупиться», — предполагает Лариса Мелешкина.

Исследователи находят отклик у зарубежных специалистов из Германии, Польши, Болгарии, Китая, которые просматривают работы российских ученых. Поступают предложения опубликовать результаты, но об инвестициях речь опять же не идет.

«Потребитель стал более грамотен и избирателен, и мы видим, что рынок постепенно перестаивается на продукцию функционального назначения. Но едва ли она скоро в необходимых объемах будет производиться в регионе, несмотря на растущую потребность. Это перспективная ниша, которая наиболее активно развивается пока только в российской столице. Местный бизнес не готов пойти на риски не будучи уверенным в спросе. Тем, кто потребляет специализированные продукты по назначению врача, приходится готовить пищу самостоятельно в домашних условиях либо покупать дорогостоящий импорт, которым пока наполнены аптечные полки»,— резюмирует Лариса Мелешкина.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру