Статус плюс жизнь

Каждое третье воскресенье мая в мире отмечается День памяти умерших от СПИДа

 В Барнауле эта традиция сохраняется на протяжении нескольких лет, и этот год не стал исключением. Несмотря на непрекращающийся дождь и холодную погоду, около полусотни человек собрались в центре города, чтобы почтить память тех, кто умер от СПИДа, поддержать тех, кто борется с ВИЧ-инфекцией. Организаторы акции раздавали информационные буклеты, красные ленточки — символ борьбы со СПИДом, зажигали свечи в память об умерших.

 — Впервые наша акция собрала так много людей, привлекла внимание общественности, средств массовой информации. Прохожие адекватно реагировали на все происходящее, не шарахались от нас, как от прокаженных, задавали вопросы, интересовались проблемой ВИЧ, — рассказывает один из организаторов мероприятия Максим.

Максиму 30 лет, шесть из них он живет с ВИЧ-инфекцией. О страшном диагнозе молодой человек узнал, когда проходил курс лечения от наркозависимости в одном из сибирских реабилитационных центров. Это известие, вспоминает Максим, стало громом среди ясного неба, казалось, что жизнь на этом закончена.

— Самым обидным было то, что о диагнозе я узнал уже будучи «чистым» от наркотиков, я не употреблял их уже больше полугода, строил планы на дальнейшую «трезвую» жизнь, мечтал о семье, ребенке. А тут такое известие. Первая мысль была — вернуться к наркотикам и так забыть страх и обиду. Спасли близкие люди, в первую очередь мама, специалисты реабилитационного центра. И сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, что диагноз ВИЧ стал как раз тем решающим фактором, который позволил мне навсегда завязать с наркотиками и начать совершенно новую, свободную жизнь, — рассказывает Максим.

Многие, узнав о диагнозе, начинают винить себя, да и от окружающих часто слышат «сам виноват». Максим тоже говорит, что по юности натворил много ошибок, но прошлого уже не изменишь, нужно жить настоящим.

— Понимаете, я рос в то время, когда наркотики были очень доступны. Их можно было купить так же легко, как булку хлеба. Чтобы приобрести дозу героина, хватало тех денег, которые мама давала мне на обеды. На игле «сидели» многие мои ровесники, даже девчонки. Некоторых из них уже нет в живых. Конечно же, я знал, что такое ВИЧ и СПИД, знал, что каждый раз, используя чужой шприц, я рискую заразиться, знал, что в кругу моих знакомых есть ВИЧ-инфицированные. Но всерьез об этом не задумывался, был уверен, что меня-то эта беда обойдет стороной, — говорит Максим.

Сегодня он старается помочь тем, кто подсел на наркотики, поддержать тех, кому поставлен диагноз ВИЧ. По его инициативе три года назад на базе Алтайского краевого центра по борьбе со СПИДом была создана группа взаимопомощи для ВИЧ-положительных пациентов.

— Для любого человека, каким бы эмоционально сильным и психически устойчивым он не был, диагноз ВИЧ — это огромный шок. Не каждый сможет справиться с ним в одиночку. Я знаю массу людей, которые, узнав о своем ВИЧ-статусе, не смогли с этим смириться. Они не видят смысла в жизни и губят себя в наркотиками и алкоголем. Работа нашей группы направлена как раз на то, чтобы помочь человеку принять диагноз, научиться с этим жить, причем жить полноценно, не чувствуя себя больным и ущербным, — говорит Максим.

Год назад Максим женился, совсем скоро он станет отцом. Жена, как и он, ВИЧ-положительная.

— Когда мы узнали, что у нас будет ребенок, даже мысли не возникло об аборте. Проконсультировались с медиками, специалистами, которые заверили, что, если соблюдать все правила и предписания врачей, для ребенка не будет опасности заражения ВИЧ. Анализы и обследования показывают, что у нас должен родиться абсолютно здоровый малыш, — говорит Максим.

Кому за тридцать

Первый случай ВИЧ в Алтайском крае был зафиксирован в 1990 году. На сегодня зарегистрировано более 15 тысяч ВИЧ-инфицированных, и это только официальная статистика. Причем инфекцию которую долгое время было принято считать болезнью наркоманов и проституток, все чаще выявляют у вполне добропорядочных граждан, имеющих семью, работу, высокий социальный статус. Случайные половые контакты, неиспользование презерватива все чаще становятся причиной заражения ВИЧ. За какие-то два-три года доля инфицированных половым путем превысила 40%, причем только в 30% случаев ВИЧ-инфекцией «наградили» проститутки, остальные заразились, так сказать, в порыве страсти.

— Раньше мы имели дело с молодыми людьми, в основном употребляющими наркотики. Поэтому и профилактические меры были направлены в первую очередь именно на эту категорию. Нужно отметить, что проводимая в крае работа дала неплохие результаты, количество ВИЧ-инфицированных среди младшей группы населения значительно снизилось. Намного сложнее работать со взрослым населением, достучаться до них, как оказалось, не так уж просто. Информационно-профилактическая работа, которую проводят специалисты Центра, увы, не всегда дает хорошие результаты. Люди знают об опасности, но не всегда принимают меры, чтобы себя уберечь. Когда во время беседы с ВИЧ-инфицированным задаешь вопрос: «Почему, вступая в контакт с малознакомым человеком, вы не использовали презерватив?» — взрослые люди, имеющие богатый жизненный опыт, уже сами воспитывающие детей, зачастую отвечают: «Я думал, что меня это не коснется. Я доверял партнеру». Мы отмечаем, что современная молодежь стала более прагматичной и практичной, для них использование презерватива стало само собой разумеющимся. Взрослые же люди зачастую даже стесняются купить в аптеке презерватив, считая это чем-то постыдным, — рассказывает заместитель главного врача по противоэпидемиологической и профилактической работе Алтайского краевого центра по профилактике и борьбе со СПИДом Эльвира Демьяненко.

По данным исследования, проведенного специалистами АКОО «Анти-СПИД-Сибирь», походами «налево» грешит каждый четвертый из супругов, причем мужчины и женщины одинаково часто. И в 50% случаев не используют презервативы. После подобных любовных утех на стороне муж или жена возвращаются в семью, подвергая опасности близкого человека.

— Все чаще ВИЧ-инфекция регистрируется у беременных женщин при постановке на учет в женскую консультацию. Многие из них находятся не первый год в законном браке. Благо, сегодня появились методики, которые позволяют уберечь от инфицирования ребенка, родить вполне здорового малыша. Для этого необходимо четко соблюдать все рекомендации специалистов и медиков, принимать назначенные препараты. Тем не менее мы всем рекомендуем заботиться о здоровье своего будущего ребенка заранее, еще до зачатия пройти обследования, сдать все необходимые анализы, причем не только на ВИЧ, — говорит Эльвира Демьяненко.

ВИЧ — не приговор

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что избежать заражения ВИЧ-инфекцией не так уж сложно. Нужно всего лишь вести здоровый образ жизни, использовать средства защиты, а еще лучше иметь постоянного, проверенного полового партнера. Но как быть тем, кто уже заражен?

— С диагнозом ВИЧ можно жить долго и полноценно и, как я уже говорила, родить здорового ребенка, иметь счастливую семью. Для этого нужно пройти динамическое обследование, держать под контролем свой иммунитет и в зависимости от активности вируса принимать лекарственные препараты. Обязательное условие — здоровый образ жизни. С появлением современных препаратов, которые, кстати, назначаются абсолютно бесплатно, ВИЧ перестал быть смертным приговором. Здоровый образ жизни и лечение могут замедлить развитие болезни и продлить жизнь на долгие годы. Со временем лекарства становятся все лучше, ученые разрабатывают все более эффективные методы лечения. И с каждым годом у людей с ВИЧ появляется все больше надежды, — рассказывает Эльвира Демьяненко.

Однако, помимо медикаментозной помощи, люди, пережившие сильный стресс, узнав о диагнозе ВИЧ, в первую очередь нуждаются в психологической помощи и моральной поддержке. Ее можно получить, как уже говорилось, в группах взаимопомощи для ВИЧ-положительных пациентов, а также в Барнаульской епархии, которая на протяжении многих лет сотрудничает с краевой организацией «Анти-СПИД-Сибирь».

— Диагноз ВИЧ — это серьезная психологическая встряска. Многие полагают, что на этом жизнь кончена. Но это не так. Господь не дает таких испытаний, которые человек не смог бы преодолеть. Это кризисная ситуация, которую нужно пережить, сделать выводы и что-то для себя приобрести. Это шанс по-новому взглянуть на жизнь, найти смысл, точки опоры и жить дальше, — говорит священник храма Иоанна Богослова иерей Сергей Холодков.

— Жить с ВИЧ, конечно, совсем не просто, но возможно, ведь живут же люди, к примеру, с сахарным диабетом. Я могу привести в пример массу людей, для которых диагноз ВИЧ стал отправной точкой к обретению новой, более качественной, наполненной смыслом жизни. И я в их числе, — говорит Максим.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру