Прокурор – профессия творческая

Яков ХОРОШЕВ: “Прокурор обязан быть здоровым и энергичным, чтобы выполнять стоящие перед ним задачи”

 Пользуясь случаем, обозреватели “МК на Алтае” решили напроситься на встречу с прокурором края Яковом ХОРОШЕВЫМ, чтобы узнать у него лично, чем сегодня живет это ведомство, какие проблемы стоят перед прокуратурой в новом году, чего удалось добиться.

 – Яков Евгеньевич, есть ли накануне юбилея у сотрудников прокуратуры края ощущение того, что свое жалованье они получают не зря?

– 12 января – это действительно знаменательный день в жизни каждого прокурорского работника. Кстати, в 2012 году у Прокуратуры Алтайского края – два юбилея. Это 290-летие со дня образования прокуратуры России, и 75 лет исполняется Прокуратуре Алтайского края. Эмоционально это воспринимается как праздник и прежде всего как гордость за правозащитную деятельность.
 
Напомню, что слово “прокурор” имеет латинское происхождение и переводится в том числе как “заботиться”. Исторически прокуратура в большей степени этим и занималась.
Современная прокуратура ежедневно находится на острие социальных проблем, будь то вопросы своевременной выплаты заработной платы, борьбы с коррупцией, соблюдения ценовой политики при реализации лекарственных средств, обеспечения защищенности в социальных учреждениях, предоставления жилья ветеранам, взамен аварийного, охрана окружающей среды и множество других.
 
Не снижается кредит доверия населения к деятельности прокуратуры, о чем свидетельствует количество поступающих в прокуратуру края обращений граждан. Достаточно проследить динамику заявлений. В последние годы число письменных обращений и обратившихся на прием граждан продолжает оставаться стабильно высоким и растет с каждым годом. В 2010 году органами прокуратуры края рассмотрено почти 43 тысячи жалоб, для сравнения: в 2009 году – немногим  более 39 тысяч. В текущем году также происходит рост количества обращений, поступивших в прокуратуру, еще на 7%. Каждое четвертое из них признается обоснованным, и в этом реальная помощь гражданам. При этом результат рассмотрения заявления находится на контроле до окончательного решения по делу и устранения выявленных нарушений. Эти задачи остаются актуальными и на перспективу.
 
–  Как именно затронуло прокуратуру края проводимое в федеральных и краевых структурах реформирование?
 
– Действительно, поднадзорные прокуратуре федеральные структуры МВД, Следственного комитета реформируются и в плане организации работы, и в процессуальных полномочиях. Естественно, изменяются и надзорные права прокуратуры.
Известно, что любые реформы проходят болезненно, не обошлось, к сожалению, без перекосов в отношении органов предварительного расследования и прокуратуры. Более трех лет полномочия прокуроров были неоправданно усечены. Действующие законы позволяли прокурору лишь ходатайствовать об отмене незаконных решений следователя. Эти проблемы были очевидными, и в январе 2011 года законодатель, в том числе по инициативе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, изменил нормы УПК РФ. 
Прокурору возвращен ряд полномочий, имевшихся ранее, в том числе непосредственной отмены решений следователей об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела и приостановлении предварительного следствия. Данные изменения направлены в первую очередь на обеспечение своевременной защиты прав граждан. 
 
– На каких принципах сегодня строится взаимодействие прокуратуры края с другими правоохранительными и фискальными органами? Ведь случалось, что еще несколько лет назад для тех же сотрудников органов внутренних дел персона прокурора являлась чуть ли не страшилкой…
 
– По собственному опыту знаю, что законные требования прокурора иногда воспринимаются со страхом. В этом смысле сотрудники МВД – не исключение. Предлагается только одно – не  нарушать закон.
 
– Яков Евгеньевич, вы ведь не сразу, когда устроились на работу в надзорное ведомство, стали прокурором Алтайского края. Опыт в профессии появлялся постепенно, соответственно, с его приобретением и шло продвижение по карьерной лестнице. Вы можете назвать коллег по службе, совместная работа с которыми повлияла на ваше становление в профессии? Что вы можете сказать о своем первом рабочем коллективе?
 
– Прошло уже более 30 лет с того момента, как я пришел на работу в Бурятскую транспортную прокуратуру молодым стажером следователя.
Прокуратуру возглавлял Василий Степанович Цыганков, а помощником прокурора работал Ринчин Сакияевич Жабаев. Оба они были в тот момент уже умудренными жизненным опытом профессионалами в своем деле и просто замечательными людьми. Ринчин Сакияевич – участник войны с Японией. К нему всегда можно было обратиться за советом по уголовным делам. Спустя годы я понимаю, что это дорогого стоило. И обращался я первое время довольно часто. Меня фактически без опыта (проработал до этого всего месяц) назначили на должность стажера следователя, но при этом отписали для производства предварительного следствия 12 уголовных дел. Причем дел незаурядных. Из них два были об авиационных происшествиях по фактам крушения самолетов, убийство, дело о производственном травматизме.
 
Василия Степановича отличало то, что он даже к молодым специалистам относился уважительно, как к равным по знаниям юристам. Ко мне он относился по-особому. Думаю, это было в связи с тем, что до трудоустройства в прокуратуру я прошел армейскую школу и пришел работать уже в звании офицера.
 
Работу в транспортной прокуратуре отличает определенная специфика. Помимо знания закона необходимо вникать и разбираться в особенностях машиностроения, в физике, математике. Василий Степанович обладал особым складом ума, позволявшим ему разбираться во всех технических тонкостях. Я с этим столкнулся при расследовании уже одного из первых уголовных дел, когда работники железной дороги погибли во время производства маневровых работ. 
 
Мы с Василием Степановичем одними из первых в России сумели доказать виновность локомотивной бригады исключительно на материалах следственного эксперимента по условиям видимости и слышимости звуковых сигналов. Суть в том, что машинист или его помощник, видя в ходе движения находящихся на пути следования локомотива пешеходов, не принимали достаточных мер для предотвращения наезда, следовательно – 
совершали преступление.
 
С помощью специалистов железной дороги мы получали точные расшифровки скоростемерных лент, позволявшие делать выводы о скорости движения подвижного состава и принятых локомотивной бригадой мерах к остановке транспортного средства, подаче сигнала большой громкости.
 
Такие дела мною расследовались в срок 10-15 дней и направлялись в Верховный суд Республики Бурятия. Все они закончились вынесением обвинительных приговоров. Достигнутые результаты складывались из сплава молодости и профессионализма.
Я горжусь тем, что мне довелось работать с такими замечательными профессионалами и порядочными людьми.
 
– Как известно, одновременно с вашим приходом в прокуратуру края в надзорном ведомстве появился музей. Не могли бы вы рассказать о нем?
 
– Коллектив прокуратуры края, наши пенсионеры и ветераны долгое время готовились к открытию Музея истории Прокуратуры Алтайского края. Очень тщательно подбирались материалы для экспозиций и стендов. Несмотря на то, что он открылся в мае 2009 года, экспонаты продолжают поступать до сих пор. В этом году при ремонте в архиве прокуратуры края обнаружены уникальные материалы, относящиеся к деятельности первого прокурора края Нила Яковлевича Позднякова. Он был репрессирован по ложному доносу знакомого, а в дальнейшем реабилитирован. Его судьба была нам до этого года не известна. В наше распоряжение попало письмо его дочери бывшему прокурору края Юрию Фёдоровичу Параскуну. В нем содержался подробный рассказ о жизни Нила Яковлевича после реабилитации, с его фотографиями и родственников, материалы советских газет со статьями о нем. Также копии его писем о складывающейся, по его мнению, ситуации в стране, обращенные к первым лицам государства. Для нас эти материалы явились большим открытием и представляют повышенный интерес.
 
Создание музея позволяет нам обеспечить преемственность поколений в прокуратуре края. Все наши молодые сотрудники принимают присягу прокурора в музее, это позволяет им более полно понять и осознать возлагаемую на них ответственность.
 
Вроде бы не так много времени прошло с момента торжественного открытия музея, вместе с тем некоторые ветераны, принявшие участие в его создании, уже ушли из жизни. Это бывшие первый заместитель прокурора края Михаил Дмитриевич Суховеев, прокурор Топчихинского района Василий Тимофеевич Христенко, прокурор Железнодорожного района г. Барнаула Виктор Яковлевич Сучков. Светлая им память.
 
– Прокуратура Алтайского края традиционно считается достаточно хорошей кузницей кадров, воспитывающей таких сотрудников, которые впоследствии уходят на повышение и занимают ключевые должности в органах прокуратуры в других субъектах Федерации. Сохраняется ли эта тенденция и от чего она зависит?
 
– В прокуратуре края работают профессионалы, большинство из которых – выпускники местных высших учебных заведений. Хочу поблагодарить ректоров Алтайского государственного университета, академии экономики и права и весь преподавательский состав за прекрасно подготовленных специалистов.
 
Я уже ранее говорил о том, что у прокуроров есть выражение “работать на земле” – это о прокурорах районов и городов края. Во многом успех прокурорской деятельности зависит от этой категории руководителей. Умело руководят прокурор Барнаула Вячеслав Рехтин, прокурор Железнодорожного района Барнаула Пётр Госсен, прокурор Заринска Максим Маковеев, молодой прокурор Родинского района Владимир Мосин и многие другие.
 
Стабильно работают коллективы прокуратур, возглавляемые прокурором Ленинского района Барнаула Владимиром Елизаровым, прокурором Рубцовска Евгением Степановым, прокурором Бийска Виктором Левченко, прокурором Белокурихи Романом Фоминым.
Хочу поблагодарить за работу начальника управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении дел судами Ольгу Терезникову, начальника кассационного отдела Ирину Курушину, старшего прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Сергея Папина, заместителя прокурора Октябрьского района г. Барнаула Олега Зубкова, старшего прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле Марину Панчук, прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства в социальной сфере Светлану Марышеву и многих других.
 
Качественно изучает уголовные дела, рассматривает обращения граждан по наиболее сложным составам преступлений старший прокурор отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов Следственного комитета Российской Федерации Алевтина Генералова.
 
Благодаря четкой и выверенной позиции начальника отдела кадров Дмитрия Губанова мы отбираем для прохождения службы в органах прокуратуры края наиболее подготовленных специалистов.
 
– Вы когда-нибудь верили в Деда Мороза и в чудеса и имели ли место чудеса в вашей профессиональной карьере?
 
– Естественно, в детстве, как и многие, я верил в Деда Мороза и в чудеса, которые обязательно должны случаться под Новый год. Успех в профессии для меня – это не чудо, а результат упорного ежедневного труда. Уверен, что помимо трудолюбия, принципиального отстаивания интересов граждан одной из основных составляющих, позволивших мне стать прокурором края, стали поддержка и понимание со стороны жены, детей.
 
– Что вы хотели бы пожелать коллегам в наступающем новом году?
 
– Прокурорская работа – творческая, поэтому необходимы постоянный профессиональный рост, повышение уровня знаний. Этого требует и стремительно меняющееся законодательство. Прокурор обязан быть здоровым и энергичным, чтобы выполнять стоящие перед ним задачи, чего я и желаю коллегам! 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру