Остановилось время

Как рождались и умирали уличные часы Барнаула

 Лет десять назад в краевой столице работали почти все уличные часы. Люди сверяли по ним время, назначали под часами свидания, в конце концов, просто любовались ими

Как рождались и умирали уличные часы Барнаула

 Почти каждый микрорайон имел свои часы, они были своеобразным символом. В центре — на гостинице «Центральная» и «Доме под шпилем» на площади Октября. В Нагорной части города часы были на Змеиногорском тракте, были свои часы на Сулиме, на пересечении улиц Исакова и Малахова, на «Чайке», на Северо-Западной. Но постепенно уличные часы стали исчезать из городской среды. Сегодня в Барнауле остались только часы на «Доме под шпилем» и на башне по адресу: Строителей, 22. В последние годы в городе появилось много электронных часов, которые в качестве рекламоносителя ставят на фасадах своих офисов частные фирмы. Но эти «новинки» не имеют своей истории и легенд, и вряд ли уже обретут их.

Что происходит с городскими хронометрами сейчас, почему остановились стрелки часов в микрорайонах Барнаула и кто их раньше, до 2010 года, переводил с зимнего времени на летнее и наоборот, «МК» рассказал Владимир ДЕНИСОВ, сотрудник МУП «Барнаулгорсвет». Именно это предприятие обслуживает часы на площади Октября и проспекте Строителей.

— Владимир Иванович, часы на Строителей долгое время стояли и лишь недавно снова пошли. Надолго ли? Сколько они еще смогут послужить городу?

— Эти часы построены в 1975 году и изначально принадлежали Алтайскому отделению Западно-Сибирской железной дороги. Первый раз они серьезно сломались во времена Баварина. В тот момент железнодорожники уже их не обслуживали, но мэр все-таки решил эту проблему, и часы заработали вновь. Правда, часто ломались. Недавно мы отремонтировали их ко Дню города. Перебрали механизм, заменили двигатель, что было непросто: многие детали уже не найти, сняты с производства. Приходится выкручиваться, кое-что делать своими руками, например, редуктор сами собирали. Учитывая, что часы эти давно выработали свой ресурс, сложно давать какие-то гарантии. А вот часы на площади Октября значительно моложе и еще долго прослужат городу. Уверен в этом, потому что делал их своими руками.

— Расскажите, как родилась идея поставить часы именно «под шпилем»?

— Так получилось, что моим соседом был Владимир Иванов, в то время (а на дворе стоял 1999 год) работавший главой администрации Октябрьского района. Но нас объединяло не только соседство, но и общее увлечение — машины (в то время у нас обоих были «москвичи»). Так вот, в 1999 году, если помните, много было разговоров о переходе в новый век, новое тысячелетие. И вот встретились мы как-то в автосервисе на Северо-Западной, и он меня спрашивает, слабо ли мне к началу 2000 года сделать часы на площади Октября? Вот так и родился этот проект. Часы сделали достаточно быстро, Владимир Ильич очень в этом помог. 29 декабря состоялся их торжественный запуск, и Барнаул вошел в 2000 год с новыми часами под крышей дома, который считается символом города. Забавно, но горожане настолько привыкли к этим часам, что думают, будто они там стояли с 50-х годов, когда построили знаменитый «Шпиль». Помню, спустя несколько лет после запуска одного чиновника из мэрии спросили, когда появились эти часы? Он, не задумываясь, ответил: «В 1956 году». Вот как прижились часы в сознании людей, хотя, если взглянуть на старые фотографии, видно, что вместо часов там обычное окно.

— Раньше на гостинице «Центральная», что возле ЦУМа, тоже были красивые и яркие часы. Есть ли шанс увидеть их вновь?

— Эти часы разработали в Барнаульском опытно-конструкторском бюро автоматики в 70-е годы. А знаете, кто был руководителем бюро? Юрий Лужков, бывший мэр Москвы. У организации было множество филиалов по всему СССР, бывало, Юрий Михайлович наведывался и в Барнаул. В 1980 году он ушел на другую работу, а дальше стал уже сами знаете кем. Скажу вам, эти часы на ЦУМе были грандиозны! У них была очень высокая точность, каждый час время на них сверяли по позывным радио «Маяк». В конструкции часов было задействовано несколько тысяч светодиодов, также часы обладали электронной секундной стрелкой, что было настоящим техническим прорывом для того времени. В один из осенних дней 1977 мы положили табло часов в грузовик и повезли к ЦУМу. Подогнали кран и начали устанавливать, прохожие останавливались, интересовались, мол, что это? И когда узнавали, что скоро здесь будут часы, радовались. Но заработали они не сразу.

Помню, надо было запустить их к 7 ноября, 60-летию Октябрьской революции, но что-то с механизмом никак не ладилось. Два главных инженера думали полночи и, решив, что утро вечера мудренее, пошли спать. Наутро один говорит другому, мол, есть один способ, полезли наверх, проверим. Когда попробовали — получилось, часы заработали. Вот такой сон в руку.

Часы на «Центральной» и сегодня, скорее всего, работали бы, если бы один деятель из МТС в начале 2000-х не решил их заменить. Сначала приходил уговаривать меня, затем пошел к моему руководству и все-таки добился своего. В горадминистрации даже состоялось совещание, на котором постановили: часы морально устарели.

Мэрию, к слову, привлекала возможность обновить эти часы за счет МТС. В свою очередь сотовый оператор выдвинул условия, чтобы рядом на новых часах стоял логотип компании. Договорились. Для разработки были наняты специалисты. Как-то я посмотрел на эти их расчеты, светодиоды и сразу сказал: часы работать будут плохо и неярко. Хотя поначалу успокаивал себя, может, и к лучшему, что в Барнауле поставят современные часы, а логотип — шут с ним, пускай висит.

Но исполнение этой задумки вышло некачественным. В первый же день часы перегорели. Два месяца ушло на устранение недочетов. Запустить-то запустили, вот только днем показаний часов было совсем не видно, особенно если светило яркое солнце. Только когда темнело, красные цифры становились заметны. Над этим балаганом смеялись и в местной прессе. В какой-то газете даже вышла статья под заголовком «Часы для полуночников». А вскоре они опять потухли. Мы стали требовать вернуть городу нормальные часы. В МТС сказали, что свяжутся с Москвой и столица выделит деньги на ремонт нынешних или установку новых. Но время уходило, и постепенно стало никому ничего не надо. В МТС сменилось много управленцев, поменялся и состав нашей мэрии, теперь об этой истории и не вспоминают. А старые часы были выброшены на помойку, после демонтажа они не подлежат восстановлению.

Кстати, в новых часах от МТС был очень сильно заинтересован тогдашний директор гостиницы «Центральная». Дело в том, что схемы и платы старых часов были действительно громоздки, пожалуй, это их единственный минус. Занимали они целую комнату на верхнем этаже гостиницы. Комната хоть и небольшая, но директор все мечтал освободить ее от механизмов и превратить в обычный номер, который можно сдавать. Поэтому идею бесплатной установки более компактных часов он воспринял с явным интересом. У меня была куча запасных плат для старых часов, все их я копил и бережно хранил, думал, эти ходики еще долго прослужат городу. А жизнь вот как распорядилась... Жалко, конечно, эти часы, хорошие они были, добрые. Помню, когда мы их запустили, многие стали назначать свидания «на ЦУМе под часами».

— А почему остановились часы на Сулиме, Березке, Черемушках и в других районах города?

— Вообще-то, городские часы не должны эксплуатироваться при минусовой температуре. Это мы уж и в морозы ухитряемся их подогреть с помощью нагревательных пластинок, которые не дают механизмам замерзать. Каждые из этих часов имеют свою печальную историю, но остановились они не из-за сурового климата. Часы на Северо-Западной пострадали от вандалов. Несколько лет назад рабочие чистили от снега крышу многоэтажки, где стояли часы, а заодно решили подзаработать криминалом. Злоумышленники украли все кабели и механизмы из меди. На восстановление до сих пор не нашли денег. Похожая история с часами на Змеиногорском тракте возле КП ГАИ, только остановились они уже от рук гаишников. Им зачем-то понадобилось отключить питание, а они взяли и разломали механизм. Наверное, рядом не было специалистов, а нас вызывать не стали. Когда мы туда приехали, поняли: часы можно выбрасывать, проще новые купить. Летом 2011 года погасли часы на улице 50 лет СССР. Они были сделаны по типу электронного табло и состояли из 28 элементов. Это тоже разработка ОКБА. Кроме того, там стояла плата, которая отвечала за показ температуры. Интервал чередования времени и температуры составлял шесть секунд. Причина их остановки банальна: механизм износился, а денег на починку нет. Кроме того, часы находятся на балансе администрации Индустриального района и были достаточно энергозатратны. Одно время вроде бы появился какой-то спонсор, был готов починить их за свой счет и разместить там логотип своей фирмы, но потом эта затея как-то сошла на нет, и часы до сих пор не работают.

Интересна история часов на пересечении Малахова и Георгия Исакова. В свое время они принадлежали Алтайскому моторному заводу, который их и обслуживал, но позже снял с баланса из-за нехватки денег. Как-то я решил связаться с заводчанами и попросить отдать хотя бы запчасти, раз обслуживать не собираются. Думал, пусть послужат городу в других часах. А на заводе мне говорят: опоздал, мол, мы их давно разобрали и сдали, там же медь была. Потом часы закрыли табличкой с циферблатом. Получилось, что два раза в сутки часы показывают правильное время. А теперь там висит какая-то реклама «Сочи-2014».

— Цветочную клумбу в форме часов на Комсомольском запустили ведь совсем недавно, почему эти часы тоже стоят?

— Эту клумбу делали тоже еще при Владимире Иванове, и часы работали до 2013 года. Кстати, их сделали по моим чертежам, я принимал участие в установке механизма. Бункер с механизмом находится под землей, попасть туда можно было через люк. Но в этом году они встали, а денег на ремонт не выделили. Может быть, в следующем году запустят… Так-то детали там еще новые, и затраты на ремонт небольшие.

— Расскажите, как осуществлялся перевод стрелок на городских часах при переходе на зимнее и летнее время.

— Каждую весну и осень, в день перевода, я садился в свою машину и выезжал с бригадой электриков и механиков. Раньше старались переводить ровно в полночь, но однажды один из рабочих запнулся в темноте, упал и повредил руку. С тех пор решили не рисковать и начали переводить часы с 6 утра, когда более-менее рассветает. Все равно ведь воскресенье, люди спят, и никто особо на часы не смотрит. На электронных часах нужное значение выставлялось просто — кнопочками. А вот с электромеханическими приходилось повозиться. Например, для перевода стрелки на час вперед в механизм нужно было подавать 60 электрических импульсов.

— Городские часы часто страдают от рук вандалов?

— Бывает. Буквально на днях кто-то забрался в башню на Строителей. Хорошо, что ничего не сломали. Украли строительную каску, банку краски и газовую горелку. Или, например, замки спиливают и высверливают. Однажды проезжаем и видим: на башню прямо с крыши лезут подростки. Средь бела дня! Мы быстро туда, поймали их. Больших бед они не успели наделать, говорят, полезли из любопытства, очень им было интересно посмотреть, что там в часах. Мы им поверили и отпустили, что с мальчишек взять?

— Скажите, Владимир Иванович, а сегодня-то зачем уличные часы, когда у всех мобильные телефоны?

— Не согласен совершенно. Возьмите мировые столицы. Знаменитые Биг-Бен в Лондоне или кремлевские куранты в Москве, под бой которых вся страна загадывает желания в новогоднюю ночь. Разве можно без них представить эти города? А барнаульские часы давно уже стали органичной частью города. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру