МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Барнаул

«Нет животных — нет охоты»: охотпользователи Алтая работают над увеличением популяции зверей

Власти Республики Алтай, как и других российских регионов, испытывают сложности в контроле популяции животных на общедоступных охотничьих угодьях. Для обеспечения сохранения численности зверей на крупных территориях требуются серьезные денежные и кадровые вложения. Решить проблему могут частные охотпользователи, которые уже сейчас делают успехи в приумножении дичи.

Фото: Минприроды Республики Алтай

Подобным образом возникшие трудности решают не в одном субъекте страны. Алтай также не стал исключением: здесь уже давно работают в направлении закрепления охотничьих территорий за частниками. И время показало, что их деятельность достаточно эффективна.

Одним из примеров стало общество охотников и рыболовов Чойского района. Они заключили охотхозяйственное соглашение еще в 2015 году и теперь ответственны за территорию в 200 тысяч га. С тех времен они относятся к охотинспекторам, а также самостоятельно составляют акты о правонарушениях в области охоты и контролируют ее. Как пишет «Банкфакс» со ссылкой на слова председателя охотобщества Александра Тыдыкова, за 10 лет им удалось нарастить популяцию марала, косули и лося.

Говоря о последних, этих зверей здесь насчитывается почти 200 голов. Охотсообщество сделало основной упор в увеличении численности именно на лосей.

«Мы специально создали зону покоя именно для лосей, она у нас работает давно. Кормовая база у нас сама по себе неплохая, поэтому мы, в основном, проводим именно минеральную подкормку, весьма солидную. Сейчас популяция лося от нас распространяется на соседние территории, хотя еще недавно его в республике почти не было, из-за чего охоту на него и закрыли», — рассказал Тыдыков.

Получилось добиться таких результатов еще и за счет жесткого контроля за охотниками на доверенной территории. Как отмечает председатель охотсообщества, им это далось намного легче, чем государству, из-за более гибкой и оперативной системы принятия решений.

Однако основную роль в успехе, по мнению Александра Тыдыкова, сыграла мотивация охотпользователей. Они сами заинтересованы в том, чтобы количество дичи росло.

«Нет животных — нет охоты, не с чем работать. Связь тут прямая. Вопрос об увеличении популяции встает волей-неволей. В нашем Обществе этот вопрос стоит на первом месте в повестке. Добыча отошла на второй план, стала производной от сохранения. Сохраняем — добываем. Нет — ну, значит нечего добывать будет. Прежде всего, должно быть сохранение, а потом уже на курок жать», — отметил он.

Денежные вложения же частники делают не столь объемные — порядка 1,5 млн рублей в год. Их вносят сами члены общества. Средств хватает, чтобы обеспечивать контроль на закрепленных территориях, где могут охотиться не все. Однако, отмечает Тыдыков, таких средств было бы не достаточно для мониторинга на общих.

«На общих охотничьих территориях как этого добьешься? Там такой поток охотников, притом даже из других регионов, каждому главное добыть трофей. Конечно, при такой системе в охрану нужно вкладывать бешеные деньги, чтобы добиться увеличения численности, и то за каждый куст все равно инспектора не поставишь. Тут главное отношение самого охотника. Частник в этом отношении выигрывает», — высказался он.

Они работают на некоммерческой основе, но есть в республике и примеры успешно развивающихся территорий, закрепленных за коммерческими организациями. Одна из таких — ООО «Сапсан», которая работает в Усть-Коксинском районе по охотсоглашению с 2015 года. За ней закреплено 982,5 тысячи га, в которые организация вкладывает по примерно 15 млн рублей ежегодно.

Ранее эти земли находились в общем доступе, из-за чего тут начала падать численность животных. Но после налаживания охраны и подкормки популяция благородного оленя здесь выросла с 636 до 1120 особей, косули — с 2093 до 2948-ми и кабарги — с 85 до 226-ти.

Еще одна коммерческая компания, работающая уже 10-летие, выполняет охранную деятельность в Кош-Агачском районе. «Юнгур-Тур» добилось успеха с помощью усиленного контроля. В работу на закрепленной территории компания вкладвает по 20 млн рублей в год, также отчисляя в бюджет республики около 1,5 млн рублей.

Однако сейчас в хозяйстве не продают путевки для охотников из-за того, что на этой территории обитает снежный барс. Главным направлением деятельности организации стала охрана животных, в том числе ирбиса. Его численность в итоге удалось увеличить с двух особей до девяти.

В Кош-Агачском районе есть и общедоступные угодья, где дела обстоят не столь гладко. На них часто выявляют случаи браконьерства. В Минприроды Республики Алтай отмечают, что тут осуществляется недостаточный контроль: за площадью 1,6 млн га следит лишь один инспектор. Из-за этого нарушения тут выявляют лишь по поступающим сигналам. На этом фоне в охотуправлении региона ожидают снижения численности животных в этих угодьях.

Читайте также

Браконьерство ставит под угрозу популяцию кабарги в охотугодьях Республики Алтай

Самые яркие и скандальные новости Алтая у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах