«Мы не успели оглянуться — а сыновья уходят в бой»
В 2004 году на базе Кризисного центра для мужчин открыли отделение, которое специализировалось на помощи ветеранам боевых действий. 3 февраля 2005 года Центр начал функционировать как самостоятельное учреждение. В этом же году сформировали штат сотрудников. Как рассказывает действующий руководитель организации Елена Измайлова, сейчас на первом этаже здания (Калинина, 7) сделан современный ремонт, кабинеты оборудованы массажными креслами, креслом нулевой гравитации, которое помогает наладить нейронную связь, комплексом для реабилитации с использование виртуальной реальность «ДеВирта» и другим оборудованием.
«В последние два года Центр полностью модернизировали. Здесь увеличен штат сотрудников, есть психологи, реабилитологи, юристы, специалисты по социальной работе, инструктор АФК (адаптивная физическая культура). Интерьер оформлен в нравственно-патриотическом направлении — здесь вы можете увидеть портреты, на которых читается, так скажем, наш генетический код: Маргелова, Гагарина, Высоцкого. Здесь же — высказывания наших классиков, которые навсегда остаются эталоном», — рассказывает руководитель центра.
Елена Измайлова подчеркнула, что сейчас за помощью приходят участники СВО — и те, кто по какой-либо причине уже завершил службу, и те, кто пришел в отпуск. Также здесь помогают и словом, и делом женам, матерям и детям бойцов. И, конечно, сюда идут ветераны Афганской и Чеченской войн.
За помощью приходят с самыми разными просьбами: психологическая помощь, сбор документов и справок, физическая или психологическая реабилитация, содействие в поиске работы и многое другое. Бывает и такое, что человеку необходима медицинская помощь — тогда, поскольку у центра нет лицензии на оказание таких услуг, его связывают с профильными организациями. В любом случае, каждое обращение не остается без отклика.
«Человек когда приходит, его встречает универсальный социальный работник, который знает каждое направление. Заявителя направляют к профильному специалисту и выявляют его потребность. То, что касается компетенции в рамках нашего центра, все это оказывается здесь», — рассказывает Елена Измайлова.
Собеседница отмечает, что центр с прошлого года начал помогать семьям бойцов, и это — одно из важнейших направлений работы. Запрос, по ее словам, очень большой, так как женщины — матери и жены военнослужащих — сейчас находятся в состоянии тревоги. Психологи помогают и за пределами города — они выезжают к подопечным в города и села Алтайского края, а также проводят онлайн-консультации.
«Детки тоже переживают, скучают по отцам, братьям. В штате есть психолог, который работает с ребятишками непосредственно. Помимо этого, наша психолог Елена Потапова работает с очень сложным, профессиональным оборудованием», — делится Елена Измайлова.
«Не плачем, но слезы наворачиваются»
Сотрудницы центра каждый день имеют дело с человеческим горем и болью, и все равно находят в себе силы помогать людям. Они всей душой проживают боль матерей, которые потеряли сыновей. Жен, которые уже никогда не дождутся мужей с передовой. Детей, которые скучают по отцам.
«Мы в этой боли находимся. Мы соучастники. Бойцы, мамы, жены — они для нас уже больше, чем друзья. Я не ожидала, что лично у меня в таком уже достаточно зрелом возрасте появится такая очень нужная миссия. Например, наш реабилитолог Нателла Ахмедова работает с бойцами, пережившими тяжелые ранения, на аппарате «ДеВирта», а для этого тоже нужен профессионализм. Благодаря этому оборудованию с помощью виртуальной реальности у ребят начинает работать та часть тела, которая после ранения была неактивна. Они учатся заново, можно сказать», — подчеркивает Елена Измайлова.
На вопрос, где сотрудницы находят силы, руководитель отвечает: это у русских женщин в крови. Собеседница знает это на своем опыте — она замужем за ветераном боевых действий, у которого есть инвалидность по зрению. Ее муж удостоен ордена Красной Звезды и медали «За боевые заслуги».
«Мужчины не знают, куда им идти за помощью, какие справки собирать, зачастую не говорят, что им нужна, к примеру, психологическая помощь. Здесь мы помогаем, и они уходят отсюда со слезами на глазах. Этот центр сделан для них, это их дом. Они многое испытали, и сейчас им нужно научиться жить в этой ситуации. И наши девчонки в этом помогают», — отмечает руководительница.
По словам Елены Измайловой, с мужчинами, вопреки стереотипам, легко работать. Получив помощь, они становятся «своими», благодарят сотрудниц. Порой им нужно просто поговорить.
«Где брать силы? Это, наверное, наш генетический код, это от предков. Если вспоминать историю, у нас всегда ведь были войны. В каждой семье были и погибшие на войне, и женщины, которые несли тяжкое бремя. Я, например, с таким невероятным уважением вспоминаю своих дедов и прадедов. И все это осталось женщинам. Это наш генетический код. Хотя нас пытаются «перекодировать», но это невозможно. Никто никогда не забудет ни Сталинградскую битву, ни блокаду Ленинграда, ни Курскую дугу», — уверена Елена Измайлова.
Найти себя в мирной жизни
Один из тех, кто получил в Центре помощь — житель Барнаула и участник СВО, доброволец Владимир с позывным «Стрелок». Несмотря на бронь, он принял решение защищать Родину и ушел на фронт в августе 2022 года. Его отправили под Лисичанск. Службу он нес в разведке. В одном из боев получил контузию. Он рассказывает, что узнал о центре от товарищей, с которыми лежал в госпитале.
«Я шел сюда не с какой-то определенной проблемой. Пришел, меня тут встретили, провели опрос. Психолог начал работать со мной. Потом проходил курс, можно сказать, общей реабилитации. И здесь я встретил «своих». Не на улице, а именно здесь», — делится Владимир.
Сейчас боец живет обычной жизнью — работает «по гражданке». Помимо этого, Владимир открыл военно-патриотический клуб «Боевой разведчик», где тренируют парней и девушек. Воспитанники уже показывают достойные результаты — получают разряды и завоевывают призовые места на соревнованиях.
«Я их учу начальной военной подготовке, как оказывать первую медицинскую помощи, работе с дронами и радиостанциями, есть курс армейского рукопашного боя. Сейчас у меня занимаются 15 человек, в том числе три девчонки. Уже начали выходить на соревнования, занимают призовые места, получают разряды. У меня сейчас первый выпуск пойдет в армию. Я считаю, что хорошо их подготовил. Девчонки, кстати, хотят в военное училище поступать. В общем, я думаю, что сейчас я чем могу, тем помогаю. Может, вернусь туда, там всегда нужна помощь», — рассказывает боец.
От Воронежа до Барнаула
Есть примеры, когда помощь нужна всей семье. Светлана — жена участника СВО, который получил тяжелое комплексное ранение. Теперь у ее мужа Андрея инвалидность и пожизненная реабилитация. Врачи сразу сказали, что чудес ждать не стоит. Более того, если раненную ногу не реабилитировать, Андрей может ее лишиться. Поэтому за помощью семья обратилась как раз в центр.
История Светланы и Андрея трогательная и одновременно героическая. Он — из Барнаула, она — из Воронежской области. Поженились тогда, когда он уже был ранен и лежал в госпитале в Москве. Встретились и поняли, что уже не смогут друг без друга. Когда Андрей окреп, супруги поехали в Барнаул. В центр пришли по рекомендации. Солдату назначили курс реабилитации — с физкультурой, массажами и упражнениями. Светлане помогли с поиском работы.
«Мы здесь нашли не только психологическую поддержку, но и комплексную реабилитацию. Андрею делали механический массаж и массаж на кресле. Центр помог и с получением инвалидной коляски — мужу выдали ее в день обращения. Также сюда мы обращались по поводу трудоустройства и образовательных программ — девчонки нас сопровождали в центр занятости Барнаула. Сейчас ждем марта, чтобы начать обучение для участников СВО и их жен», — рассказала Светлана.
Жена бойца отмечает, что в центре семья нашла друзей. Особенно это важно было Светлане, которая, как она сама себя называет, «как жена декабриста», оставила друзей и родных в Воронежской области и отправилась за мужем на Алтай. Здесь у нее кроме Андрея никого не было.
«Я всегда знаю, что я могу сюда приехать. В любое время написать или позвонить. Мне всегда будут рады, чем-то помогут и что-то посоветуют. Также здесь для подопечных хорошо организовывают мероприятия — интересные мастер-классы, интерактивные экскурсии по Барнаулу. Здесь рады любому человеку. Это очень притягивает. Знаю, что девчонки помогают и за пределами Барнаула. Здесь грамотные психологи. Моему мужу, как ни странно, не нужна была психологическая помощь — ну вот такой он. Зато мне она понадобилась. Мне бы хотелось в название Центра добавить слово «многофункциональный», потому что он исполняет очень много функций. Не говоря уже об объединении военных. Здесь есть ребята, которые просто общаются. Это место встречи, психологической и юридической помощи, разгрузки, реабилитации. Даже если здесь не смогут оказать какую-то услугу, то расскажут, куда нужно обращаться», — заключила жена героя.