Резкий рост и сокращение жалоб
Все участники круглого стола сошлись во мнении, что сейчас туризм в России находится на подъеме.
«Ключевая задача — достижение целевого показателя, определенного президентом, 140 миллионов поездок к 2030 году. В целом мы идем в графике. К концу текущего года ожидаем 92 миллионов поездок», — рассказал Дмитрий Вахруков, замминистра экономического развития РФ.
Представители регионов подтвердили тезис о подъеме в туротрасли и привели свои примеры. Например, в Республике Алтай прогнозируют в этом году турпоток в 2,7 миллиона человек, а это на 100 тысяч больше, чем год назад. Такими данными поделился сенатор о «горного» региона Артур Кохоев. По его сведениям, в 2023-м году в республике фиксировали рост на 5,7 процента. А по такому показателю, как число ночевок, в 2023 году регион показал три миллиона — это в 1,5 раза больше, чем за год до этого. Пассажиропоток через аэропорт Горно-Алтайска за пять лет вырос более чем в четыре раза. На 70 процентов за такой же период увеличилось число мест размещения.
Помимо Республики Алтай рост турпотока показали южные регионы, такие как Дагестан и Ставрополье. В связи с развитием турсферы в стране перед властями встает вопрос о совершенствовании сферы защиты прав отдыхающих.
«Одной из приоритетных задач госполитики в сфере развития туризма является защита прав и законных интересов потребителей туристических и гостиничных услуг. Здесь и соблюдение стандартов, и соответствие звездности отелей, и качество оказываемых услуг», — подтвердил сенатор от Алтайского края Виктор Зобнев.
Несмотря на «скачок» в развитии туризма, сотрудники надзорных органов утверждают, что туристы гораздо меньше обращаются с жалобами, чем, к примеру, 10 лет назад. Как заявил представитель Роспотребнадзора Олег Прусаков, такая динамика на фоне роста турпотока подтверждает, что сфера туризма развивается поступательно, повышая качество обслуживания граждан.
Представитель ФАС России Яна Склярова в свою очередь заметила, что к такому низкому числу жалоб может приводить «баланс так называемого осознанного потребительского выбора».
«Возможно, вот это отсутствие жалоб — это очень важный критерий для нас как регуляторов, на который мы должны обращать внимание, когда отстаиваем инициативы по введению параметров, стандартов, классификации», — отметила Склярова.
А инициатив таких утверждено немало. Например, требования по классификации гостиниц на «звездность», по аттестации гидов и экскурсоводов и других работников сферы турбизнеса. Эти новшества направлены на улучшение качества и надежности услуг, прозрачность рынка. Однако к их реализации пока есть вопросы.
Экзамены для кадров
Например, одна из важнейших тем — подготовка кадров для отрасли и их аттестация, необходимая для обеспечения безопасности туристов. По мнению экспертов, к 2030 году работников, занятых в сфере турбизнеса, понадобится более 400 тысяч человек. В их числе — гиды, экскурсоводы, инструкторы, проводники. При этом эксперты справедливо замечают, что от их квалификации сегодня зависит безопасность туристов, осуществляющих восхождение в горах, сплавы по бурным рекам и многое другое. К сожалению, на сегодняшний день по стране все еще фиксируются случаи некачественного и небезопасного оказания туристических услуг. Чаще всего это приводит к травмам и риску для здоровья, в худшем случае — к смерти. Сенатор от Республики Алтай Артур Кохоев, приводя это в пример, высказал мнение, что за некачественное оказание туристических услуг необходимым установить административную ответственность для специалистов без аттестации.
Выйти из тени
Еще один важный вопрос — рынок средств размещения — отелей, баз, гостевых домов. Здесь вопрос делится на две части. Первая — определение классификации официально работающих объектов. Вторая — огромный пласт «серого» бизнеса.
По словам Артура Кохоева, на сегодняшний день одобрен закон, который определяет критерии классификации средств размещения. Но категория под названием «гостевые дома» в большинстве своем остается серой зоной, где отсутствует правовое регулирование. Это напрямую негативно влияет на уровень обеспечения защиты прав потребителей, их безопасность, создает правовую неопределенность в вопросе предъявляемых собственникам требований, приводит к потерям как в региональных, так и в местных бюджетах.
Представители других курортных регионов подтвердили это. Например, Магомед Габибуллаев из Республики Дагестан рассказал, что проведенный в регионе анализ жалоб «является следствием наличия средств размещения, осуществляющих деятельность без постановки на налоговый учет, без классификации [объектов], не состоящих в соответствующих реестрах, и оказания услуг неаттестованными экскурсоводами».
Однако есть и другая сторона этого вопроса, которая может отразиться на цене «продукта» и сократить предложение. Яна Склярова отметила, что вывод из тени и необходимость прохождения классификации и аттестации, скорее всего, ляжет на плечи туристов, так как из-за этих процедур может подскочить цена на туруслуги.
«Ужесточение требований – это в нашем видении, помимо ограничения доступа на рынок малого бизнеса – от бабушки, которая сдает квартиру, до предпринимателя с его местом размещения – в какой-то степени начинает вести к ограничению количества участников этого рынка и числа объектов, доступных туристу, особенно в пиковые периоды. Иногда, когда я смотрю на ценник отдыха, я даже не знаю, кому он доступен на нашей бескрайней территории», — заметила представитель УФАС.
Проверка на «звезды»
Тем не менее, аттестация на «звезды» — это правовая необходимость. Она введена, чтобы потребитель четко понимал, какое качество и объем услуг он получит. Но представители регионов сегодня говорят о том, что есть вопросы к тому, кто и как проводит классификацию.
Например, в курортном Ставропольском крае, рассказал Андрей Толбатов, есть аккредитованные организации, которые могут это делать, и власти уверены в них. Но нередко средства размещения начинают привлекать компании из других регионов, которые зачастую «посылают» с проверкой, мягко говоря, далеко не экспертов. Как следствие туристы могут начать жаловаться, что «приехали в «пятерку», а она даже на «тройку» не тянет». Поэтому вопрос контроля в этой сфере чрезвычайно важен, однако он также требует ресурсов.
Коллегу поддержал Алексей Волков, президент Общенационального союза индустрии гостеприимства. Он заявил, что если такой контроль будут вести коллеги из Роспотребнадзора, начнутся сложности, так как они не обладают нужными для такого «надзора» знаниями и компетенциями. Он также добавил, что уже три года государство выделяет деньги на развитие глэмпингов, модульных отелей, «но при этом строительных норм и правил, а также антитеррористических, противопожарных, санитарных требований к ним нет». По ним сейчас разрабатывается стандарт. И отдельно этот вид размещения будет вноситься в систему классификации. Волков отметил, что из-за резкого развития туристической инфраструктуры профильные ведомств не успевают с регулированием и с безопасностью для туриста, а это должно оставаться первостепенной задачей.
Авиасообщение и бронь
В ходе обсуждения эксперты коснулись еще одного животрепещущего вопроса, который касается перелетов. Представитель Роспотребнадзора Олег Прусаков отметил, что, исходя из обращений, отмечается озабоченность граждан сферой авиаперевозок — это истории, связанные с задержками или отменой рейсов, проблемами со своевременностью рассмотрения претензий, с денежными возмещениями.
Виктор Зобнев добавил, что остается актуальным и вопрос стоимости перелета, особенно в отдаленные от центра регионы. По его мнению, этот вопрос можно было бы отрегулировать с помощью расширения программы субсидируемых рейсов. Зобнев привел пример, что в некоторых случаях отдохнуть в Турции можно на порядок дешевле, чем за Уралом. С ним согласился Артур Кохоев, заявив, что до Горно-Алтайска сегодня средний перелет составляет до 25 тысяч в одну сторону, а это, как он выразился, «существенно».
Также «за бортом» регулирования остаются одни из самых важных игроков рынка – электронные агрегаторы, сервисы предоставления туруслуг, через которые можно бронировать и отели, и гидов, и рейсы. Эксперты выразили мнение, что работа агрегаторов тоже должна контролироваться.
«Если мы не будем вовлекать эти платформы в контроль качества и легальности тех участников, которые присутствуют на этих площадках, мы никогда не наведем порядок. Никаких усилий, никаких органов власти не хватит, чтобы каждого проверить, к каждому прийти. Поэтому необходимо обязательно вовлекать всех агрегаторов, все площадки объявлений в контроль за легальностью и добросовестностью участников, чьи услуги они продвигают», — высказался Олег Павлов, председатель «Общественной потребительской инициативы».
По его словам, сейчас уже рассматривается законопроект о платформенной экономике, и в нем базовые основы для этого уже заложены.
В одних руках
Кроме того, ряд участников круглого стола пришел к выводу, что было бы правильно «отдать» управление отраслью одному ведомству. На сегодня за сферу туризма в целом отвечает Минэкономразвития, однако есть такие направления туризма, которые курируют другие министерства. Например, агротуризмом занимается Минсельхоз, экологический туризм находится под контролем Минприроды, а автотуризм частично регулирует Минтранс. Вячеслав Тимченко, председатель комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности, отметил, что «ничего хорошего» из такого распределения не вышло, и было бы правильнее закрепить сферу туризма за одним органом власти.
По его словам, если говорить о туризме как о большом, востребованном секторе экономики, то работа в нем должна вестись комплексно. По мнению эксперта, сегодня важно достичь консолидации интересов широкого круга органов исполнительной власти, чтобы в вопросе развития туризма они двигались консолидированно.