Почему нам может быть страшно?
Телефобия — одна из разновидностей социальной тревоги. В первую очередь — это страх перед взаимодействием с другими людьми. С растущей популярностью мессенджеров и прочих дополнительных способов коммуникации, не связанных с личным общением, боязнь телефонных разговоров получает все более широкое распространение. Отчасти это основано на том, что ответ через письменный диалог дает возможность подумать, подготовиться к разговору и даже удалить ранее отправленные сообщения. При звонке же приходится отвечать здесь и сейчас, мгновенно реагировать на заданные вопросы и поддерживать контакт. Соответственно, чем реже человек разговаривает по телефону, тем меньше он испытывает стресса.
«Какие страхи могут проявиться в телефобии? Во-первых, это страх того, что меня не поймут, страх, что я скажу что-то не так. Во-вторых, страх, что мой голос будет звучать недостаточно четко или красиво. Есть люди, которые очень переживают относительно того, как звучит их голос. Например, те, у кого есть какие-то определенные речевые дефекты, непроизношение каких-то звуков. Соответственно, все это вызывает дополнительное беспокойство. Причем чем это беспокойство больше, тем больше нарастает социальная тревога», — объясняет Анна Кузьмина.
В настоящее время это расстройство наблюдается не только у подростков, но и у людей из других возрастных групп, если им приходится не так часто общаться по телефону.
Как бороться с телефобией?
Вне зависимости от того, чего боится человек, чтобы побороть страх и тревогу, нужно в первую очередь начать совершать те действия, которые их вызывают.
Анна Кузьмина рекомендует для начала оценить выраженность своего страха по шкале от 1 до 10. Например, 1 — совсем не страшно, 2 — уже напряженно, 3 — еще тревожнее. Затем следует составить список звонков тем людям, которые по этой шкале вызывают разную степень тревоги. Начинать телефонные разговоры лучше с тех абонентов, которым вы не так сильно боитесь звонить. Чтобы успешно справиться с тревогой, важно подготовиться: продумать, о чем предстоит говорить, какие вопросы могут возникнуть, и как на них отвечать. После звонка необходимо оценить свое самочувствие, понять, подтвердились ли ваши страхи, действительно ли исход был негативный, как вы и ожидали, или это были пустые опасения?
«Если страхи не подтвердились, соответственно, человек понимает, что можно совершить и следующий звонок, например тому абоненту, который находится под двойкой на шкале страха. Так человек получает опыт взаимодействия по телефону, и его тревога снижается. Поясню: в ходе когнитивно-поведенческой терапии важно понять, какие убеждения заставляют чувствовать тревогу из-за телефонных звонков, насколько они рациональны и реалистичны. Наши убеждения изменяются, только когда мы преодолеваем свой страх, поэтому если человеку что-то мешает в жизни, нужно предпринять такие активные действия», — отмечает психолог.