От депрессии до шизофрении
— Как вы думаете, какой мотив у скулшутеров? Если в случае «Колумбайна» подростки хотели отомстить конкретным обидчикам, то в последнее время таких тенденций не прослеживается — стрелки убивают без разбора. Какие могут быть еще причины?
— Сложно сказать, что движет людьми, которые совершают такие поступки. Помимо личных мотивов, на них могут влиять и психические заболевания.
Например, те же самые «колумбайнеры», как позже выяснилось, были одержимы не только чувством мести. У Дилана Клиборда была глубочайшая депрессия, его мать позже признавалась в этом. «Я должна была больше слушать и меньше говорить» — говорила она в своей книге. Из-за того, что Дилан, вследствие диагноза, был эмоционально ослаблен и уязвим, «грандиозные» идеи Эрика Харриса с легкостью легли на его опустошенный депрессией внутренний мир.
У самого Эрика, судя по информации из его биографии, было диагностировано биполярно-аффективное расстройство и расстройство аффективной сферы — он страдал вспышками ярости и проходил медикаментозное лечение. Поэтому сложно говорить о влиянии каких-то мотивов, когда психика не здорова и может выдавать реакции, не адекватные относительно реальной ситуации.
— Люди с какими психическими расстройствами чаще всего склонны к внешней агрессии? У ижевского стрелка, например, диагностировали шизофрению.
— В Интернете многих стрелков сразу начинают подозревать в шизофрении. Это почему-то первый диагноз, который приходит на ум. Однако сама по себе шизофрения не коррелирует напрямую с деструктивным поведением. То есть далеко не каждый человек с диагнозом F20 будет сталкиваться с гомицидальными мыслями (влечение к человекоубийству — прим.ред), хотя такое тоже бывает. Скорее, чаще всего на подобные действия идут люди с расстройством личности. По-старому этот диагноз называли «психопатией» или «аномалией личности». Это целый комплекс симптомов, который включает в себя эмоционально-волевые расстройства, измененную систему мотивов, неадекватную самооценку и другое. Впрочем, до 18 лет расстройство личности не диагностируется официально, поэтому было ли оно конкретно у подростков, стреляющих в школах, сказать сложно.
«Вошел в психоз»
— Почему людей, склонных к внешней агрессии, не изолируют от общества психиатры? Насколько хорошо в нашей стране работает психиатрическая экспертиза?
— Дело в том, что так называемая «принудительная психиатрия» была упразднена еще в СССР. В настоящий момент госпитализировать человека без его согласия можно только в четырех случаях: когда он не достиг 15 лет (за него дать согласие может законный представитель); когда он опасен для себя или окружающих; когда он беспомощен — неспособен самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности; когда есть риск ухудшения психического состояния, если оставить его без психиатрической помощи.
Касаемо трех последних пунктов, решение о принудительной госпитализации принимается врачебной комиссией медицинской организации, у которой есть подобные полномочия, а затем — судом. Другой вопрос, что есть такое понятие, как диспансерное наблюдение, которое устанавливается в том случае, если психическое расстройство человека — хроническое и затяжное, а его проявления — тяжёлые и стойкие, либо часто обостряющиеся (ст. 26, 27 Закона).
Как я понимаю, ижевский стрелок состоял на учете в психоневрологическом диспансере. Однако психическая болезнь тем и коварна, что ее манифестация может возникнуть внезапно и приобрести крайне деструктивные формы. Образно говоря, тот же самый ижевский убийца мог регулярно посещать медицинскую организацию, проходить тестирование, течение его болезни было непрерывным, без приступов. Оснований для принудительной госпитализации не было. Но в один момент, говоря простым языком, он «вошел в психоз» и совершил эти страшные действия.
Что делать и кто виноват?
— Многие считают, что в случаях скулшутинга есть вина школьной системы — буллинг, унижения плохо сказываются на психике детей.
— Я по работе взаимодействую с учителями и могу сказать, что им бывает непросто контролировать всю ситуацию в классе. Ведь буллинг бывает разный. Самый опасный — латентный, когда на глазах учителя не совершается никакой травли. А, например, в соцсетях создана группа, где размещается оскорбительная информация о каком-либо однокласснике. При этом буллеры приходят на урок и ведут себя там практически идеально. Как учителю понять, чем они занимаются в свободное время?
— Ну и самое главное — профилактика. Как снизить количество подобных случаев и предотвратить их в зародыше?
— Важно развивать социальную нетерпимость к травле, как в семье, так и со стороны учителей. То есть это не должно быть «опытом», про который говорят: «ну ничего, надо уметь с этим справляться». Это должно быть неприемлемым действием. Ребенок должен четко знать, что делать при буллинге, вплоть до вызубренной инструкции. И этим важно заниматься учителям, психологам и родителям. Я уже рекомендовала где-то книгу Людмилы Петрановской «Что делать, если…».
Читайте также