МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Барнаул

Крылатые птицы: что известно о самолетах-памятниках в Барнауле

Столица Алтайского края — один из самых «летающих» городов России. Здесь готовили летчиков для нужд страны, строили аэродромы. Неудивительно, что в городе есть много памятников авиации. Сейчас их четыре. А было больше. В честь Дня Воздушного флота России «МК на Алтае» подготовил подборку о железных «птичках» с интересными фактами об установленных в Барнауле воздушных судах.

Самолет на пересечении улиц Взлетной и Шумакова. Фото: СМГ

Як-52. «Летающая парта»

Як-52, или, как его еще называют, «летающая парта» — это двухместный цельнометаллический низкоплан. Он был одним из основных учебно-тренировочных самолетов СССР для первоначальной летной подготовки. Серийно его выпускали с 1979 по 1998 годы. В Барнауле на проспекте Ленина возле здания ДОСААФ стоит Як-52 базовой модификации. Длина самолета — восемь метров, размах крыльев — почти 10. Весит он больше тонны и в горизонтальном полете развивает скорость до 285 км/ч. Максимальная высота, на которую это судно может подниматься в небо, — 6000 метров. Интересный факт: в четвертой части фильма «Обитель зла» героиня Милы Йовович летала на Як-52.

Aero L-39C Albatros. «Старший брат»

Учебно-тренировочный чехословацкий самолет L-39 на углу Взлетной и Шумакова установили в 2000 году на месте деревянного здания старого аэродрома. Реактивный «Альбатрос» стал одним из самых массово выпускаемых учебно-тренировочных самолетов во всем мире. По количеству конвейерных машин он находится на четвертом месте после американского Т-33, советского МиГ-15 и своего предшественника L-29 Delfin. Первый полет машина этой серии совершила еще в 1968 году, и по сей день «Альбатросы» стоят на вооружении более чем 30 стран.

Самолет на Взлетной — базовой модификации. Его длина составляет 12 метров, а размах крыльев — почти 9,5. Масса пустого самолета — 3,5 тонны. Максимальная скорость горизонтального полета — 760 км/ч. Подняться такая машина может на высоту в 11,5 километра.

ТУ-104. «Похороненная легенда»

В 1970-е годы в парке «Юбилейном», прямо в его центре, располагался самолет ТУ-104, в котором находились кафе и кинотеатр. ТУ-104 (по международной классификации он называется «Верблюд») был первым советским реактивным пассажирским самолетом. Его длина составляла 39 метров, размах крыла — 34,5 метра. Максимальная взлетная масса — 74,5 тонны. А вмещал он в себя до 110 пассажиров. 15 февраля 1961 года с ТУ-104 выполнено первое в Советском Союзе наблюдение солнечного затмения с самолета на высоте 10 тысяч метров. Барнаульский же образец простоял в парке совсем недолго. Когда в 1990-е Юбилейный пришел в запустенье, самолет просто распилили и отправили в металлолом.

Як-28Л. «Летающий лотос»

Фронтовой бомбардировщик Як-28Л «Лотос» установлен на территории бывшего Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков (БВВАУЛ) имени Главного маршала авиации Константина Вершинина. Училище расформировали в апреле 1999 года, и сейчас здесь Барнаульский юридический институт МВД. Самолет также имеет статус авиационного памятника Барнаула и охраняется государством. Этот «Лотос» — один из 111 экземпляров, построенных в 1960-х годах на Иркутском авиазаводе. На территории БВВАУЛ его установили в конце 1970-х.

Память о бывшем летном училище в БЮИ. Фото: СМГ

Свой первый полет Як-28Л совершил в марте 1958-го и был первым в СССР крупносерийным сверхзвуковым фронтовым бомбардировщиком. Длина — 20 метров. Размах крыла — почти 12. Масса превышает 16 тонн, при этом максимальная скорость составляет 1850 км/ч. Предельная высота, на которую может подняться Як-28, составляет 14,5 километра. Интересно, но, несмотря на приличное количество построенных самолетов, официально на вооружение Як-28 принят не был. В России 40 таких Яков эксплуатировали до 1993-го года.

Кстати, точно такой же самолет установлен в бывшем пионерлагере моторного завода «Крылатых». А в песне «Огромное небо» на стихи Роберта Рождественского, которую исполняла Эдита Пьеха, упоминается «Лотос», оба пилота которого погибли, уводя падающий самолет в сторону от густонаселенного Берлина.

Aero L-39C Albatros. «Младший брат»

Еще один альбатрос установлен в Барнауле в поселке Новосиликатном — в 2002 году его поставили в сквере Победы. Как и его брат со Взлетной, низкоплан прибыл сюда из летной части села Калманка — в 1999 году администрация Индустриального района получила два списанных самолета, после того как часть расформировали. В 2013 и 2015 годах самолеты отреставрировали. Их постаменты покрасили, также обновили серебрянку, надписи и звезды. Кстати, такой самолет появился в начале фильма из серии об агенте 007 «Завтра не умрет никогда». В игре GTA 5 можно полетать на нем. Также «Альбатросом» можно поуправлять в нескольких популярных авиасимуляторах.

Aero L-29 Delfin. «Вертикальное падение»

Еще один малоизвестный памятник, который некогда красовался на территории все того же БЮИ, — предшественник «Альбатроса» «Дельфин», созданный в 1956 году, был признан победителем в конкурсе на реактивный учебно-тренировочный самолет для стран Организации Варшавского договора. Он ознаменовал новую эпоху в обучении летчиков, оказался весьма простым в пилотировании и неприхотливым в эксплуатации, поэтому быстро полюбился авиаторам. И это самый массовый в мире реактивный учебно-тренировочный самолет.

В России «Дельфины» сняли с вооружения в 1992 году. Один из списанных самолетов установили вертикально на территории бывшего летного училища рядом с импровизированным локатором. К сожалению, позднее всю конструкцию разобрали. Теперь в этом месте стоят пушки и броневики. А демонтированный «Дельфин» теперь находится в музее на аэродроме «Лесном».

Самые яркие и скандальные новости Алтая у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах