«Страшный зверь»
— ЕГЭ — это, конечно, очень «страшный зверь», которого выпускники боятся последние пару лет учебы. Этому способствует установка педагогов: « Вот не сдашь экзамены, вот тогда...». И далее по списку традиционных страшилок. Естественно, что ученик подходит к этому важному этапу в состоянии если не паники, а то сильного страха, — говорит Галина Эрнст.
Специалист отмечает, что страх — абсолютно нормальная реакция организма на стресс, и в умеренных дозах он идет на пользу, мобилизует все системы и способствует успешному преодолению препятствий. Однако, поясняет психолог, иногда страх зашкаливает и тормозит когнитивную деятельность, расшатывая познавательные процессы: делает менее эффективными процессы памяти, снижает концентрацию внимания.
По ее словам, для ребенка экзамен — это полезный стресс, который встряхнет организм и добавит осознания личной ответственности.
Галина советует педагогам и родителям наблюдать за выпускниками, чтобы ребенок не перешагнул тонкую грань между осознанием ответственности за результат и паникой.
— Я сама работаю преподавателям 25 лет и видела разные уровни стресса. Стресс в терапевтических, небольших дозах полезен — он мобилизует. Если на ребенка передавили, если его перепугали, здесь ни о какой пользе речи быть не может. Здесь ответственность только на родителях и учителях, — говорит психолог.
Справляемся с волнением
— При волнении дыхание сбивается, человек дышит поверхностно, из-за этого мозг недополучает кислорода, — говорит Галина Эрнст. — В итоге страх усиливается, и когнитивные процессы притупляются. Можно сделать два-три глубоких вдоха, но не надо слишком стараться, втягивая в себя весь воздух. Дышите медленно и глубоко — лучше у источника свежего воздуха.
Специалист советует «заземлить» себя, почувствовать стул, стол, как ощущается одежда на коже, как давит на руку ремешок часов.
— Ощутите ступнями опору, землю, подвигайте пальцами ног и рук. Начните мысленно считать до 100, например. Повторяйте про себя: «Я справлюсь, все будет хорошо». Сполосните лицо и руки холодной водой, если будет возможность, — объясняет собеседница.
По ее словам, можно попробовать активно потереть кончик носа и помять мочки ушей — тогда активизируется мыслительная деятельность.
Психолог не рекомендует давать ребенку успокоительные препараты. Неизвестно, как отреагирует организм на лекарство в условиях стресса. Даже на безобидную валериану.
— Это шаг в новую жизнь, и от его качества зависит насколько пойдут дальнейшие шаги. Но если этот шаг не получился, ребенок должен понимать, что — это не конец света. Мир на этом не закончился, ничего не рухнуло, — заключила специалист.
Советы родителям
Психолог дала несколько рекомендаций родителям, как поддержать ребенка в такой ответственный момент.
- Объясните ребенку, что его эмоции естественны, он имеет на них право. Это не ненормально и не стыдно.
- Рационализируйте его страх. Порассуждайте логически. Спросите: «Ты готовился весь год? Ты учил? Ты получал положительные оценки?» и т.д. Ответ «да» приободрит на уровне осознанности ученика.
- Позаботьтесь о том, что бы ребёнок заранее знал, где будет проходить экзамен. Понимание того в какое именно здание и помещение он пойдет, снижает тревожность.
- Не гасите эмоции. Разрешите ребенку «побояться». Выслушайте его. Дайте выговорится.
- Накануне экзамена не заставляйте учить и повторять полночи предмет. Желательно закрыть учебники утром накануне и дать мозгу отдохнуть, переключившись на что-то другое. Например, на спокойную прогулку на природе.
- Не требуйте от ребенка идеального результата, не причитайте, что не набрав 1000150 баллов, он не поступит в нужное место. Всегда имейте план «Б» и озвучьте его выпускнику. Ребенок должен чувствовать ответственность и поддержку, а не страх и стыд от того, что вдруг разочарует еще и родителей.