МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Барнаул

Медицина без боли: как на Алтае применяли первые наркозы

Операциями с применением наркоза сейчас никого не удивишь. Невозможно представить современную хирургию без обезболивания. Еще 200-300 лет назад о таких препаратах никто и не знал. О том, как на Алтае появились первые наркозы, рассказал «МК на Алтае» житель Павловска, краевед Александр Коленько.

pixabay.com

Две машинки для наркоза за 400 рублей

На блестящем операционном столе лежит больной. Бригада врачей, вся в белом, медленно, раздвинув в разные стороны пальцы, натягивают стерильные латексные перчатки. Помощник хирурга — анестезиолог, стоит у изголовья пациента, на уровне плеч которого висит белая простынка. Мерцают разноцветные лампочки, извилистые линии «скачут» на мониторах, из капельницы в локтевую вену медленно капает прозрачная жидкость. Анестезиолог подбадривает больного, берет ларингоскоп, включаются тумблеры для подачи газа ксенона. Через несколько минут пациент засыпает, хирург приступает к операции — благодаря чудодейственному наркозу больной не почувствует боли.

Но так было не всегда. Два-три века назад операции проводили совершенно по-другому, рассказывает Александр Коленько. Обычно дюжие цирюльники или помощники лекаря крепко держали больного. …Медики, по словам краеведа, не всегда удерживали тело оперируемого, и врач в любой момент мог сделать неверный разрез. Осложняло задачу, что операцию нужно было провести как можно быстрее, дабы облегчить страдания пациента.

Основоположник анестезиологии в нашей стране — Николай Пирогов. Он впервые в середине 19-го века, ровно 175 лет назад, прооперировал женщину с раком молочной железы под наркозом.

Александр Коленько обнаружил в Государственном архиве Алтайского края голубенькую папку с несколькими листами бумаги. Некогда черные чернила, написанные гусиным пером, выцвели, бумага от времени пожелтела и стала хрупкой. В толстом архивном каталоге это не папка, а единица хранения №6892 — наш собеседник был первый, кто более чем через 150 лет прикоснулся к ней. Она называется «Переписка по рапорту инспектора медчасти Колывано-Воскресенских заводов, о закупке двух машинок для уничтожения боли путем вдыхания эфира и хлороформа». Датируется 1849-1850 годами. Адресована главному начальнику горных заводов генерал-майору Аносову П.П от инспектора Алтайских горных госпиталей Ратнева И.

pexels.com

«В госпиталях и лазаретах Европы, а также в частной практике, для уничтожения боли при хирургических операциях в общем употреблении вдыхаемого эфира и хлороформа посредством специальной машинки, изобретенной не так давно, применяется с должным эффектом. В газете «Русский инвалид» пишется: больные не чувствуют боли, при том спят» (в этой газете публиковали статьи о первых опытах применения наркоза). Не благоугодно было бы завести при госпиталях и лазаретах, частной практике в Колывано-Воскресенском горном округе означенных выше машинок, — сказано в записке, которая есть в распоряжении «МК».

Инспектор добавил, что пересылка таких машинок стоит не более 400 рублей ассигнациями. «Инспекция медчасти округа просит Ваше Высокопревосходительство дать предписание в Департамент горных и соляных дел о высылке двух машинок для вдыхания эфира и хлоформа, приобретаемых для уничтожения боли при хирургических операциях», — пишет автор.

Аносов П.П. ответил Ратневу, что предоставит машинки для обезболивания. Письмо он написал 6 марта 1850 года. Следующей была записка от министра финансов В. Вронченко. Он поручил главному горному аптекарю Кеммелеру И. купить и отправить почтой две машинки для вдыхания эфира и хлороформа. «Дело нужное», — уточнил министр.

Первое применение

Аптекарь выполнил поручение министра. На покупку «машинки для вдыхания эфира» и хлоформа. Они обошлись в 25 рублей серебром (по 12 рублей 50 копеек за каждую), и Кеммелер отправил их на Алтай. Однако на самом деле, по словам Александра Коленько, под машинкой в переписке подразумевают ротовую маску, сконструированную У. Мартоном — зубным врачом из Бостона.

«В учебнике «Общей хирургии» немецкого ученого Э. Лексера, изданном в 1928 году, отмечается: «На это средство, названное в России «машинкой» для вдыхания эфира, быстро обратили внимание, оно стало применяться для наркоза в хирургии врачами Лондона, Парижа, Берлина с 1847 года», — говорит краевед.

Фото: altai-eparhia.ru

Маски были импортные, поэтому стоили, естественно, дороже, чем аппарат Пирогова. Они были длиной в 15 см и шириной в 12 см и закрывали все лицо. Каждая маска состояла из обтянутого клеенкой проволочного остова, под которым подвижно укреплялась другая сетка так, что между обоими слоями можно положить в несколько слоев марлю, а в середине укрепить фланелевую розетку для впитывания эфира или хлороформа, говорит Коленько.

Так медики Колывано-Воскресенского горного округа получили «машинки» для дачи наркоза. В 50-х годах 19 века в Барнаульском горном госпитале работал старший штаб-лекарь Преображенский И.А. По словам краеведа, первый эфирный масочный наркоз на Алтае опытный хирург Преображенский дал в 1850 году.

Из письма хирургу: «28 июля в Павловский госпиталь доставлен угольщик оного завода Черешков К, который при падении на косу повредил себе правое колено. Требуется, безусловно, операция».

Доктор Преображенский немедленно выехал в Павловск и успешно провел операцию с использованием наркоза. Вторую «машинку для уничтожения боли путем вдыхания эфира» передали в Змеиногорский лазарет, тогда он был самый большой по количеству коек в округе. Так, хирург стал первым на Алтае врачом, применившим новый вид наркоза.

Справка

Александр Петрович Коленько родился 1 января 1953 года в селе Хабары Алтайского края. Первые пробы пера относятся к школьным и студенческим годам. Статьи Александра Коленько печатали в хабарской районной газете «Вестник целины», газетах «Алтайская правда», «Молодежь Алтая», всесоюзном издании «Медицинская газета», институтской газете «Медик Алтая».

В 1978 году окончил Алтайский государственный медицинский институт. Работал в Хабарской центральной районной больнице (ЦРБ) заведующим педиатрическим отделением, педиатром в Павловской детской поликлинике, врачом инфекционного отделения Павловской ЦРБ. Еще в начале трудовой деятельности Александр Петрович увлекся историей района, а позже — Павловского сереброплавильного завода, поселка.

Самые яркие и скандальные новости Алтая у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах