МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Барнаул

Время работает против нас: представитель поискового отряда «Лиза Алерт» – о том, как ищут людей в Алтайском крае

Каждую неделю в отделения полиции приносят заявления о пропаже людей. Чаще всего это касается детей и пожилых людей с потерей памяти. О том, когда начинать бить тревогу, сколько может выжить человек в дикой природе и что делать, если ребенок не пришел вовремя со школы, рассказал региональный представитель поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» в Алтайском крае Павел Скляренко.

Фото: pixabay.com

Первый шаг – заявление в полицию

– Павел, расскажите, кто в нашем регионе чаще пропадает и насколько актуальна тема поиска детей?

– В основном, пожилые люди с заболеваниями и психическими расстройствами. К счастью, в Алтайском крае не так часто происходят пропажи несовершеннолетних, как в других регионах. Но, тем не менее, это случается. Зачастую это происходит из-за недостатка внимания со стороны взрослых. Люди, постоянно занятые работой, мало внимания уделяют своим детям. А если ребенок не находит общения в семье, то он обязательно компенсирует его в другом месте. Нам всем нужно больше внимания уделять своим детям, больше интересоваться их жизнью, узнавать, во что они играют, какие передачи смотрят, с кем переписываются и общаются. Это может быть небезопасно!

– Какие силы привлекают к поискам пропавших?

– Подключаются все ведомства: МЧС, полиция, следком. Мы работаем в команде и друг друга дополняем, ни сколько не обманываю. Перетягивания одеяла, мол, это наша работа, вы не лезьте, у нас в регионе нет. В поиске каждый выполняет свои функции. Но где мы некомпетентны, мы не лезем.

– Сколько человек трудится в вашем отряде?

– Фиксированного членства у нас нет – люди уходят и приходят. В целом, примерно 60 человек, из них примерно 20-25 человек актива, плюс добровольцы и те, кто приезжает на помощь. Но и этого, если честно, не хватает.

– Пропал человек. Вы сразу отправляетесь на его поиски?

– Сначала на горячую линию поступает заявка о пропаже человека. Специально обученные люди ее обрабатывают, а потом мы уже смотрим, что делать дальше. Есть срочные и несрочные заявки. Если человек пропал месяц-полтора назад, это не срочно. В первую же очередь ищут детей до 12 лет и людей, которые пропали в лесу. Другими словами, все зависит от угрозы жизни человека.

Фото: ГУ МЧС по Алтайскому краю

– Раньше считалось, что нужно подождать трое суток, а потом уже обращаться за помощью. Сейчас этого нет?

– Конечно, ждать не стоит. Чаще всего, время играет против нас. Если ребенка похитили с какой-то целью, его шансы выжить с каждым часом уменьшаются. Немедленно обращайтесь в полицию, заявление у вас должны принять сразу. Если ребенка не нашли в течение часа, то по тревоге поднимают весь территориальный отдел полиции. Выезжает оперативная группа и начинает работать по вашему обращению.

Неравнодушие граждан

– Когда нужно паниковать начинать?

– Нужно не паниковать, а знать, где находится ваш ребенок. Если у него есть определенный маршрут, время прибытия со школы или тренировки, но он не вернулся в течение получаса, не отвечает на звонки, необходимо начать что-то делать. Или, например, вашему родственнику диагностировали болезнь Альцгеймера или деменцию, то его вообще нельзя оставлять одного. Повторюсь, время играет не в нашу пользу. Поэтому, лучше лишний раз побеспокоить других. Первым делом нужно написать заявление в полицию о пропаже человека. Без него мы не начинаем работу.

СПРАВКА

«МК на Алтае» запросил статистику о количестве пропавших без вести в СУ СКР по Алтайскому краю. Так, за 2020 год в крае были объявлены в розыск 4 847 лиц. Из них не установили месторасположение 27 человек. Также поступило 376 сообщений об исчезновениях (уходов из детских домов, спецучреждений) несовершеннолетних. Местонахождение одного ребенка так и не установлено. По факту безвестного исчезновения возбуждено уголовное дело. Что касается первого полугодия 2021, то за 12 месяцев были объявлены в розыск 209 несовершеннолетних. Их всех нашли.

– Может, тогда стоит надевать часы с GPS-сигналом?

– Да, такими гаджетами стоит оснастить детей и пенсионеров с отклонениями в развитии и потерей памяти. Но, как показывает опыт, пожилые люди не всегда хотят надевать их. Говорят, мол, что я маленький что ли? Не потеряюсь.

– Сколько суток человек может выжить в дикой природе?

– Все зависит от возможностей организма. У нас на практике были случаи, когда человек проводил в лесу трое-четверо суток. Зачастую, «потеряшек» в лесу находят грибники, но бывает, что они сами находят дорогу.

– Приведете пример поисков, которые запомнились вам больше всего?

– Запала в душу отзывчивость наших граждан. Зимой мы искали пожилого дедушку, который ушел из дома по своему обычному маршруту. В поисках участвовали полиция, родственники и наш поисковый отряд. По чистой случайности две девочки нашли его на проспекте Космонавтов в Барнауле. Он просто двигался в неопределенном направлении. Его посадили в машину, согрели и позвонили нам. Таких неравнодушных людей очень много. Зачастую, пропавших людей находят именно они.

На поисках денег не заработаешь

– Допустим, я хочу стать волонтером. Что мне нужно сделать?

– Первое правило – вам должно исполниться 18 лет. Вы сможете обратиться на горячую линию 8 800 700 54 52 либо в нашу группу любого мессенджера. Оператор вам перезвонит и объяснит. Мы такие же люди, как и все, специальная подготовка тут не нужна. Единственное, что вам потребуется – глаза и ноги.

– Как часто люди предлагают свою помощь в поисках?

– Конечно, часто. Пропажа детей, особенно маленьких, мало кого оставляет равнодушным. Люди у нас очень добрые и отзывчивые. Бывает, что и по 100 человек приезжают и предлагают свою помощь. Это радует.

– Про отряд «Лиза Алерт» знают в Алтайском крае? Или обращаются сразу в полицию?

– В Барнауле и близлежайших районах нас знают лучше и звонят в первую очередь нам. Конечно, хотелось бы, что везде о нас слышали.

– Какие у вас личные мотивы заниматься этим видом деятельности? Приносит ли это денежные дивиденды?

– Занимаясь поисками, вы не обогатитесь материально. Наш отряд не получает денежной помощи, но в качестве подарка от родственников пропавших или предприятий мы можем принять оборудование, рацию, принтеры, бумагу для печати – ее уходит много. Однозначно, вы получите моральное удовлетворение. Эмоции, когда находишь человека, не сравнимы ни с чем.

– Почему вы вообще пришли туда?

– Я год наблюдал за организацией и тем, как ведутся в ней поиски. Мне просто хотелось помочь людям.

– Как деятельность повлияла на вас?

– Только положительно. У меня полностью сменились ценности и приоритеты. Я стал ценить человеческую жизнь, смотреть по-другому на мир. Вы сами поучаствуйте в поисках, поймете. Со стороны может казаться, что ничего особенного, а на самом деле – это не так. Это дает заряд энергии и невероятные эмоции, когда помогаешь людям.

– Были такие «счастливчики», которые пропадали повторно?

– К сожалению, да. Опять же – это в основном люди с отклонениями. Они уходят всегда незаметно. Родственники говорят, мол, я сейчас быстро до магазина сбегаю, ничего не случится. Но в этот момент человек и уходит.

– В некоторых поисковых отрядах есть доска памяти, кого не удалось найти. А у вас такая есть?

– Мы помним всех, кто еще не найден. Активно ведем их поиск, распространяем листовки.

ИЗ ДОСЬЕ

В 2010 году четырехлетняя девочка Лиза Фомкина потерялась вместе с тетей в лесу в Орехово-Зуево. В течение пяти дней их практически никто не искал. Только когда информация о пропавших попала в интернет, сотни неравнодушных людей откликнулись и начали поиски своими силами. Лизу нашли на десятый день – она умерла от переохлаждения на девятый день со дня пропажи. Если бы поиски начались хотя бы на день раньше, финал этой истории мог бы быть совсем другим. Потрясенные этой трагической историей волонтеры решили объединиться, чтобы подобное больше не повторилось. 24 сентября 2010 впервые прозвучала идея создания поисково-спасательного отряда и 15 октября появился «ЛизаАлерт».

Самые яркие и скандальные новости Алтая у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах