Речь идет о пенсионерке Наталье Бобровских, которая с 1995 года живет в частном доме по адресу пер. Ярославский, 25. Площадь дома она никогда не меняла, перепланировок и пристроек тоже не было. Об этом свидетельствует план дома.
В декабре 2018 года ей пришло предписание из администрации Центрального района Барнаула — «восстановить границы земельного участка».
Оказалось, что часть веранды ее дома и забор на 60 см выходят за пределы принадлежащей пенсионерке земли. Денег на снос у нее не оказалось.
Месяц спустя, в январе 2019 года, специалисты из управления архитектуры и градостроительства без ведома пенсионерки пришли к ее дому и обследовали его территорию. Они решили, что женщина «захватила» 7 кв.м земли общего пользования, и пошли подавать иск в суд.
Юрист пенсионерки Сергей Сандаковский рассказал, что после разбирательств Центральный суд Барнаула встал на сторону женщины. Он и его подзащитная смогли доказать, что строительство дома на участке не было самовольным, потому что дом располагается в пределах проекта.
Важным доказательством также стало и то, что границы земельного участка не менялись с момента его выделения в 1964 году, а вот красные линии в 2001 году были нанесены с нарушениями. Эту деталь юрист обнаружил в архивах.
Чиновники в ответ предъявили документ с обозначенными красными линиями, на котором не было ни печатей, ни подписей, ни названия города. Суд не принял такой документ.
17 января 2020 года городской комитет по строительству и архитектуре Барнаула подал апелляционную жалобу на решение в Алтайский краевой суд. В ней чиновники перечислили нормы права Градостроительного кодекса, который был принят в 2004 году.
Юрист Сергей Сандаковский предположил, что чиновники не знают базового юридического правила, которое говорит, что закон обратной силы не имеет.
«Спорные красные линии с нарушениями были нанесены в 2001-м, а они перечисляют нормы, принятые в 2004 году», — недоумевает юрист.
Таким образом, суды обеих инстанций решили, что чиновниками было нарушено право семьи Бобровских на пользование собственным земельным участком и возведенным объектом недвижимости. Власти при нанесении красных линий не учли фактическое пользование участком и его границ.