Разгрузили село
Строить первую в регионе двухуровневую развязку начали в 2017 году. К 5 июля 2019 года ее торжественно открыло подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Алтай». Сданный участок — начало обхода Маймы, общая протяженность которого составит 11 км. Строительство следующей очереди продолжат в 2020 году. Майма — второй по численности населенный пункт в Республике Алтай.
В торжественном открытии участвовали зампред правительства РФ Максим Акимов, врио главы Республики Алтай Олег Хорохордин, руководитель Федерального дорожного агентства Андрей Костюк, начальник Упрдор «Алтай» Ярослав Долинский, гендиректор барнаульского ДСУ №4 Николай Данилин.
— Чуйский тракт — главная транспортная артерия Республики Алтай, — отметил врио главы Республики Алтай Олег Хорохордин. — Он по праву признан одним из самых красивых дорог не только в России, но и в мире. Эта дорога главная по пассажиропотоку и грузопотоку, в том числе в Монголию и в Китай. Но есть и обратная сторона медали — высокая интенсивность движения, особенно в туристический сезон.
Летом трафик может доходить до 25 тысяч автомобилей в сутки, поэтому необходимость вывести транзитный транспорт за пределы Маймы, через которую часто едут туристы, назрела давно.
— Такой красивой земле точно надо давать красивые современные дороги, — сказал заместитель председателя правительства РФ Максим Акимов. — Надо не только улучшать инфраструктуру для туристов, хотя это, безусловно, важно. Это нужно, прежде всего, живущим здесь людям. Новые дороги дадут новое качество жизни. Я говорю о безопасности движения, работе общественного транспорта, просто повседневной жизни людей.
Начальник ФКУ Упрдор «Алтай» Ярослав Долинский уточнил, что кроме возведения двухуровневой развязки с 77-метровым путепроводом, проект включил строительство новой четырехполосной дороги.
— В целях повышения безопасности и комфорта проезда на участке протяженностью 2,7 км установили электроосвещение, смонтировали шумозащитные экраны, встречные потоки разделили осевым барьерным ограждением. Это исключит возможность лобовых столкновений, — пояснил он.
Новая трасса отвечает всем современным требованиям. Чтобы она справлялась с возрастающими нагрузками, на строительство земляного полотна израсходовали 240 тысяч кубометров грунта, общая толщина конструктивных слоев дорожной одежды составила 75 см.
— Одна из сложностей этого объекта — перенос магистральной газовой трубы, — рассказал Николай Данилин директор барнаульского ДСУ №4, которое выступило генподрядчиком. — Вместе с правительством Республики Алтай и ФКУ Упрдор «Алтай» удалось все сделать в сжатые сроки. Верхний слой покрытия выполнили из современного и износостойкого щебеночно-мастичного асфальтобетона. В него добавляют гранулы целлюлозы, создающие дополнительный каркас. Смесь более пластична и менее подвержена разрушению.
Утроят объемы финансирования
Дальнейшее развитие Чуйского тракта — одно из основных направлений деятельности федеральных дорожников в республике.
— Сегодня 85% процентов протяженности трассы соответствует нормативным требованиям. Для сравнения десять лет назад этот показатель был менее 50, — констатировал глава «Росавтодора» Андрей Костюк. — За последние пять лет мы ввели 14 км тракта после реконструкции — 6-й, 7-й и 1-й пусковые комплексы. Сегодня дорожники вплотную подошли к реализации строительства дорожного обхода Маймы.
Еще одна федеральная дорога появится в Республике Алтай уже в следующем году. «Росавтодор» решил передать в федеральную собственность автодороги Горно-Алтайск — Артыбаш (Телецкое озеро). По словам Андрея Костюка, специалистам ФКУ Упрдор «Алтай» будет необходимо привести ее к нормативам. Сегодня лишь 38 км этой трассы из 140 находится в удовлетворительном состоянии.
В перспективе и другой нужный проект — обход Горно-Алтайска. Регион подготовил документы, обосновывающие необходимость такого проекта. Он соединит две федеральные трассы, разгрузит город от транзитного транспорта и повысит доступность туристических объектов. Его протяженность — 42 км.
В ходе своего визита на Алтай Максим Акимов сделал важное заявление. В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) республика получит 11,5 млрд рублей. На них отремонтируют 400 км дорог. Сроки реализации — до 2024 года. В 2019 году финансирование из федерального бюджета по линии нацпроекта составило 689,5 млн рублей. В планах республиканских дорожников на этот сезон отремонтировать 31 объект общей протяженностью 89 км.
— За ближайшие пять сезонов мы утроим объем инвестиции в региональные дороги, — сообщил вице-премьер. — Задача — переварить этот объем, сделать эту работу качественно. Считаю, что важно сделать её так, чтобы не было стыдно. Чтобы люди, съезжая с федеральной трассы на региональные дороги, перестали чувствовать разницу. Верю, что, работая одной командой с руководством республики, мы эту задачу решим.
На открытии обхода Маймы прозвучало еще одно важнейшее обещание. Начальник ФКУ Упрдор «Алтай» Ярослав Долинский рассказал, что в ближайшие годы Чуйский тракт станет четырехполосным на ключевом участке.
— Это необходимо из-за серьезной транспортной загруженности трассы, — аргументировал Ярослав Долинский. — Сейчас работаем по реконструкции дороги в наиболее аварийно-опасных и загруженных участках в районе Барнаула, Бийска и Горно-Алтайска. В ноябре этого года в числе прочих объектов сдадим 8,9 км четырехполосной дороги в районе Тальменки Алтайского края. В итоге планируем всю дорогу — от границы с Новосибирской областью до Горно-Алтайска — сделать четырехполосной за счет реконструкции и капитального ремонта.