Когда люмпены поднимут голову
Казахстан живет лучше всех в Средней Азии и лучше многих в бывшем СССР: относительно крепкая экономика, хорошие отношения с соседями, политическая стабильность. Если провести параллель с Украиной, то и в Казахстане есть оппозиция и элиты, недовольные правящим режимом. Публично они, конечно, не выступают, но это не значит, что они не хотят смены порядков.
Одно из противоречий, которое может послужить запалом, лежит даже глубже чем умеренный или радикальный ислам. Есть городские казахи — шала. У них власть, деньги, положение в обществе. Они, кстати, хорошо знают русский язык, не требуют его запрета или отъезда русских из страны. А есть южане. Их называют оскорбительным словом «мамбет». Это выходцы из сел и аулов. Мягко говоря, с цивилизованностью у них похуже. Подобно галичанам и западникам из Украины, они не прочь взять власть в Казахстане, прогнув под себя шала-казахов и русских. Как и на Украине при Януковиче, местные националисты в оппозиции к режиму.
Главная движущая сила «казахизации» страны — как раз мамбеты. Некоторые националисты даже имеют успехи и в бизнесе и проходят в политические партии. Но чаще всего это работяги или держатели ларьков. И, конечно, криминалитет. А это уже какой-никакой силовой ресурс, на которые могут опереться кукловоды.
Эти ребята давно интересуют радикальных мусульман. Вроде бы влияние исламистов в стране пока невелико. Но есть данные, что за последние несколько лет воевать за ИГИЛ (организация запрещена в РФ), выехали несколько сотен уроженцев Казахстана. В Новосибирске ловили казахского студента, которые пытался вербовать однокурсников на поездку в Сирию, а потом уехал сам.
Следы радикальных исламистов недавно проявились в Бурлинском районе Алтайского края. В село Притыка приехало несколько человек. Поводом послужили похороны одного из родственников. Как сообщает «Бурлинская газета», село небольшое, поэтому на похороны собрались почти все жители.
На прощании многие обратили внимание на некоторые странности в поведении гостей. Они держались обособленно, намаз совершали немного по-другому. А еще густые бороды и короткие штаны. Это навело местных жителей на мысли, что перед ними представители радикального ислама. Кроме того, странные люди беседовали с местной молодежью, а пользуясь тем, что кто-то из родственников после похорон был подавлен горем, кто-то - перебрал со спиртным, просили подписать какие-то бумаги…
Впоследствии выяснилось, таким нехитрым способом они собрали необходимое количество подписей для разрешения на строительство мечети, а также регистрации мусульманской религиозной организации Бурлинского района, что стало неожиданностью для жителей села. При этом с другими жителями они и не разговаривали, понимая, что не получат их разрешения.
Известие о строительстве мечети в Притыке стало новостью и для главы сельсовета. Кто собирается строить, с какой целью, за чей счет? Чтобы разобраться в ситуации, организовали сход села. Туда пригласили администрацию Бурлинского района, духовное управление мусульман Алтайского края, представителей местной национально-культурной автономии казахов Бурлинского района.
На сходе озвучили опасения, что бывший их земляк, гражданин Казахстана Самат Т. — приверженец радикального ислама. Помимо внешних признаков, вызывала сомнения и сама личность «строителя» мечети. Его брата, в 2018 году, осудили в Алтайском крае за изнасилование. Он сидит в тюрьме. Обратили внимание жители и на то, что их бывший земляк не смог внятно рассказать, откуда именно возьмут деньги на строительство мечети. Якобы, финансирование обеспечит двоюродный брат-бизнесмен из Казахстана, чьи религиозные предпочтения вызывают много вопросов.
Ранее этот родственник работал в полиции. По слухам он дружит с еще одним гражданином Казахстана — А., который возглавляет религиозную общину «Джамаат» (запрещена в РФ), предположительно, распространяющей радикальный ислам салафитского толка. Говорят, что А. имеет обширные связи в криминальной среде Казахстана и вхож в кабинеты правоохранителей. Люди справедливо задались вопросом: как может строить мечеть Самат Т., брат которого сидит в тюрьме за изнасилование, а друзья связаны с криминалом?
Мутная история с неизвестными благотворителями, решившими вдруг осчастливить соплеменников на бурлинской земле, выглядела неубедительно. Жители села сказали решительное «нет». И посоветовали «доброжелателям» вложить деньги в более важные вещи для родственников в Притыке: строительство дороги, моста через реку, школы.
Почему это опасно для Алтайского края
Со своими соображениями по поводу наличия у приезжих признаков исповедования радикальных течений местные жители обратились в Духовное управления мусульман Алтайского края. Председатель Духовного управления, главный имам Соборной мечети Барнаула Фагим Ахметгалиев разобрался в ситуации, поблагодарил селян за бдительность.
- На самом деле, все это довольно серьезно, - считает мулла Бурлинского района Акбата Манапович Кудайкулов. - Такого рода толкователи не только дискредитируют ислам, переворачивая с ног на голову основные его положения, по сути, превращая мирную религию в антиислам. Они еще и пытаются посеять вражду между людьми. На поминальном обряде в Притыке один из приезжих, увидев, что проститься с покойным пришли русские односельчане, сделал замечание, мол, неверным здесь не место. На что я сказал, что даже пророк Мухаммед снял головной убор, когда мимо проходила иудейская похоронная процессия. Потому что каждый из нас — прежде всего, человек. Так учит ислам. Мы издавна живем на бурлинской земле в мире и дружбе с русскими, украинцами, немцами — поддерживаем друг друга в несчастье, радуемся успехам соседей, невзирая на национальность или религию. Мы живем в России, где возводятся и православные храмы, и мусульманские мечети. И когда кто-то начинает возвеличивать себя по религиозному, национальному или какому-либо еще признаку — это для нас неприемлемо. Поэтому последователи различных радикальных течений ислама делают ставку на молодежь. Ведь легко юную душу с толку сбить, если нет прочного фундамента в виде знаний основ истинного ислама.
Жители Притыки не исключают, что после неудачи в их селе, Самат Т. снова попытается посеять зерна религиозного радикализма в других населенных пунктах района или в приграничных районах Казахстана. Надо ли говорить, что в последующем может обернуться большой бедой — вовлечению молодежи в экстремистскую деятельность. Если радикальные исламисты или националисты возьмут власть в Казахстане и дестабилизируют обстановку, то это автоматически отразится на России: беженцы, крупные потери бизнеса, очаг нестабильности и насилия у наших границ.
Религиозный экстремизм актуален для всего мира. Казахстан — одно из государств, где такие проблемы имеют место быть. Россию с этим соседом связывают множество экономических, гуманитарных и социальных проектов. Алтайский край — в десятке ключевых регионов-экспортеров российской продукции в Казахстан. Товарооборот региона с соседями составляет 30 процентов. Алтайский край граничит с Восточно-Казахстанской и Павлодарской областями. Протяженность алтайского участка государственной границы между странами — 840 километров.
Разделение населения Казахстана по национальному или религиозному принципу — один из главных вызовов общей безопасности России и нашего соседа. Как показывает история и свежие примеры в СНГ, потенциал этой темы неограничен и ее можно разыграть вплоть до гражданской войны. Вопрос религиозного экстремизма может посеять вражду между нашими странами, у которых исторически сложились тесные семейные и дружественные связи с Казахстаном. Такие деструктивные проявления могут навредить нашему доброму соседству не только в политике или экономике, но и в человеческих отношениях.