За день ЕГЭ платили 30 рублей
— Уважаемая редакция, в нашем городе Белокуриха возникла ситуация в отношении педагогических работников образовательных учреждений города, требующая защиты прав учителей на досрочное назначение пенсии, — с таких слов начинается письмо педагогов алтайской здравницы в редакцию «МК на Алтае». — ПФР Белокурихи направил директорам школ письма, указывающие на лишение права льготного стажа учителей за период их участия в проведении ЕГЭ за 2017 и 2018 учебные годы.
По словам автора письма, директоров школ обязали скорректировать индивидуальные лицевые счета работников, сняв с них льготный код. В пояснении ПФР опирается на практику и некие нормативные акты, якобы обосновывающие это действие. По словам педагогов, в качестве доказательств им предоставили вырезку из журнала «Пенсия» (копия есть в редакции). Со ссылкой на различные законодательные акты там сказано, что такая трактовка — верная. С другой стороны, там же указано, что во время проведения ЕГЭ за работником сохраняется его должность и среднемесячная зарплата.
Разобраться в правовых хитросплетениях обычному человеку без должной юридической подготовки достаточно сложно. «МК на Алтае» направил запрос в отделение Пенсионного фонда России по Алтайскому краю. В течение пяти дней предоставить комментарий там не смогли. Их ответ мы обязательно опубликуем позже.
Обновлено: 12 февраля ответ получен. Разъяснения ПФР опубликованы ниже
В письме также сказано, что учителя заключили отдельные договоры с администрацией Белокурихи на оказание дополнительно возложенных обязанностей по проведению ЕГЭ. При этом оплата, согласно договору за подписью главы администрации города Белокуриха Константина Базарова, (копия тоже есть в редакции), составляет всего 30 рублей в день.
— То что, администрация города наняла их на эту работу, лишает их права на социальное обеспечение, — негодуют педагоги. — При этом в период проведения экзамена с учителей никто не снимал основные должностные обязанности, и они осуществляли методическую работу и после ЕГЭ. ПФР ссылается, что эта практика возникла в 2019 году, и тем, кто не пошел на пенсию, нужно внести изменения с 2017 года. При этом работников не уведомили, работодатели не предупреждали о потере стажа, ПФР не информировал о данном изменении в 2017 году. Почему они решили, что это можно сделать сейчас? Поясняют, что решение принято на уровне Алтайского края. Мы уже государство в государстве?
Ответ отделения ПФР по Алтайскому краю, за подписью заместителя управляющего отделением Н.В. Мочаловой.
По факту обращения педагогических работников образовательных учреждений г. Белокуриха Отделение сообщает следующее:
В соответствии со статьей 47 ФЗ «Об образовании в РФ» в проведении ЕГЭ педагогические работники участвуют в рабочее время, освобождаются от основной работы с сохранением за ними места работы (должности), средней заработной платы на время исполнения ими указанных обязанностей с выплатой за счет бюджетных ассигнований субъекта РФ компенсации за работу по подготовке и проведению ЕГЭ.
Выполнение дополнительно возложенных обязанностей осуществляется педагогическими работниками с их письменного согласия. При этом оформляется соответствующий договор между педагогическим работником и организатором проведения ЕГЭ (например, с администрацией города).
Освобожденными от основной работы являются педагогические работники, в отношении которых оформлен соответствующий приказ по основному месту работы и в период участия в проведении ЕГЭ произведена выплата средней заработной платы.
В этом случае основания для включения периода участия педагогических работников в проведении ЕГЭ в стаж, дающий право на досрочную пенсию, отсутствуют.
Аналогичное разъяснение было направлено Управлением ПФР в г. Белокуриха в адрес образовательных учреждений города. Каких-либо указаний, обязывающих учреждения «внести корректировку в индивидуальные лицевые счета работников, снять с них льготный код» вышеуказанное разъяснение не содержит. Таким образом, включение спорных периодов в специальный стаж напрямую зависит от порядка оформления работодателем участия педагога в проведении ЕГЭ.
Согласно устным разъяснениям, полученным от Министерства образования и науки Алтайского края, педагогические работники образовательных учреждений в Алтайском крае на период участия в проведении ЕГЭ не освобождаются от основной работы.
По данному факту проведена выборочная проверка в одной из школ г. Белокуриха, по результатам которой установлено, что педагогические работники, участвовавшие в проведении ЕГЭ в мае-июне 2018 года, не освобождались от основной работы и выплата заработной платы им произведена в полном объеме за фактически отработанное время.
Для отражения информации о стаже на индивидуальном лицевом снеге страхователем на каждое застрахованное лицо представляются индивидуальные сведения в соответствии с первичными документами.
Требования о корректировке индивидуальных лицевых счетов, территориальные органы ПФР могут направлять в организации только в случае выявления несоответствия в индивидуальных сведениях, представленных в ПФР и данных первичных документов (приказы, табели учета рабочего времени и др.).
На основании изложенного, территориальными органами ПФР нарушений прав педагогических работников на досрочное пенсионное обеспечение не допущено.
Учителя — люди терпеливые
Вопреки декларациям о росте зарплат бюджетников, учителя Зонального района столкнулись с уменьшением стимулирующих выплат и сокращением реальных доходов. Стимулирующую часть урезали на 50 процентов. Одним из таких учебных заведений стала школа в поселке Октябрьском. Это произошло еще осенью 2018 года. Как пишет ИА «Банкфакс», педагогам толком не объяснили причины резкого сокращения зарплаты, однако деньги со временем пообещали вернуть, чего так и не произошло.
— Честно говоря, никто из наших учителей толком так и не понял, почему стимулирующие выплаты были урезаны, — рассказал изданию один из педагогов. — Они говорили, что увеличилось количество детей, количество педагогов, но основательно нам никто ничего не объяснил.
Она отметила, что спустя какое-то время деньги, удержанные в сентябре, им все же вернули. По остальным месяцам ждут до сих пор. — Учителя — люди терпеливые, — продолжает работник образования. — Мы до последнего верим, что причитающиеся нам средства вернут. Другой вопрос, что для многих педагогов урезанная сумма — существенная часть дохода. Это 2-8 тысяч рублей в месяц.