Не ходим строем по «пятерке»
«Давайте сегодня на оптимизме, без грустных историй», — призвал голос из зрительского зала, где собралось несколько десятков осужденных. У каждого своя судьба, свои переживания, своя боль. Кто-то за время заключения, проведенное в колонии, потерял близких людей, у кого-то разрушилась семья или появились дети, но всем им при желании предстоит начать жизнь с чистого листа. Переосмыслить ценности и оценить приоритеты помогают актеры плейбек-театра «Анапаит», которые перевоплощаются в своих героев и передают в движениях и мимике высказанные из зрительского зала эмоции и чувства.
«В чем для вас позитивные эмоции?» — пытается раскачать поначалу зажатую аудиторию зала Татьяна Калашникова, руководитель театра. Позже она призналась, что зритель был сложный, но тем и интересный. Минут десять взрослые мужчины были зажаты, как первоклассники на первом уроке, постепенно вовлекаясь в театральный сюжет и открываясь эмоционально.
«Можете рассказать, как изменилась ваша жизнь после того, как из колонии вы переехали в этот центр?» — спросила Татьяна.
«Тут мы, можно сказать, счастливы. Нам не нужно ходить строем по «пятерке» (пять человек в ряду), мы можем навещать родителей. Жалко, у меня нет прав на вождение автомобиля, а то купил бы себе машину. Пока на велике гоняю, и это уже счастье. На зоне не покрутишь педали», — высказался Егор (все имена изменены).
Эта немногословная история стала сюжетом для постановки актеров, которые мимикой и движениями смогли показать жизнь в исправительных колониях, за колючей проволокой, и состояние людей, которым остался один шаг, чтобы обрести свободу. Как сложится их судьба дальше, зависит, естественно, только от них. Сейчас, судя по рассказам осужденных, у них большие планы: создать семью, найти стабильную работу, а главное, больше не возвращаться за решетку.
«Вот у меня была такая история. Был женат, есть ребенок. Потом влюбился в другую, до безумия. Бросил все, ушел к ней. Посадили, срок дали немаленький. Три года она ко мне на свиданки ездила, а потом пропала. Освободился, узнал, что замуж вышла, на Север уехала с каким-то «магнатом». А говорила, что любит больше жизни. Как теперь верить в любовь?» — поделился Константин.
Его историю проиграли актеры театра, заставив всех присутствующих в зале задуматься, как легко можно потерять любимого человека и как сложно, а порой невозможно, вернуть его вновь.
«Все так и было. Показали точь-в-точь. До слез. Пусть у нее все будет хорошо. Я справлюсь», — прокомментировал выступление автор истории.
Переосмысление ценностей
Для многих, как признались зрители, исправительный центр стал точкой отсчета к новой жизни. Далеко не все из присутствующих в зале были ранее где-то трудоустроены, кто-то работал в «шарашкиных» конторах, куда можно было выходить, а можно и не выходить, на свое усмотрение. Здесь же жесткая дисциплина, график работы, ну и, как отметили мужчины, возможность для неплохого заработка.
«С судимостью сложно устроиться в нормальную фирму. В центре нам дали такую возможность, надеюсь, после освобождения останусь работать на заводе. До «посадки» устраивался к частнику, неофициально. Кинул по деньгам. Здесь же получил новый опыт, понял, что можно работать по-честному», — поделился Николай.
В ответ на эти откровения Владимир рассказал, что отбывает наказание впервые. Суд назначил ему исправительные работы за правонарушение.
«Я не был в колонии, за решеткой. Но даже здесь, пусть и при определенной свободе, чувствую себя не совсем свободным. Я не могу каждый день обнимать, целовать любимую жену, детей. Это тоже своего рода опыт и пытка, которые заставляют ценить то, что раньше казалось обыденностью, любить тех, кто по-настоящему дорог», — поделился он.
Прожить историю
Выступление актеров, продемонстрировавших эти чувства и эмоции, зацепило всех. Вместе с героями они пережили и моменты, когда с судимостью не принимает общество, когда скучаешь по близким людям, коря себя за безответственность и нарушения закона.
Цитата
Татьяна Калашникова, руководитель театра:
«С детства увлекалась театром, потом заинтересовалась психологией. Плейбек-театр позволил совместить два моих увлечения. Здесь мы не играем роли, а проживаем судьбу человека, который поделился своей историей. Неважно, грустной, веселой, обыденной. Важно раскрыть ее, чтобы герой постановки смог посмотреть на ситуацию со стороны, принять ее или сделать выводы».
«А сыграйте момент, когда мне в колонии сообщили, что у меня умерла мама. Когда понял, что даже не смогу присутствовать на ее похоронах. Мы были очень близки, и перед ней я очень виноват», — пытаясь не показать слезы, попросил Иван.
Как рассказали позже актеры, сыграть, а вернее прожить, эту историю оказалось самым непростым моментом, но в импровизацию они вложили всю душу и сердце, а ее автор смог посмотреть на трагедию с другой стороны, осмыслив, что любимые люди даже после смерти остаются рядом.
После спектакля артисты признались, что зритель был непростой. Но аудитория хоть и сложная, но интересная. Каждый участник со своей историей, своей судьбой, раскрылся откровенными рассказами о себе, которые актеры изобразили на сцене. Для той и другой стороны участников импровизированного спектакля, отмечает Татьяна Калашникова, это хороший опыт. Для одних дать частичку веры, что все в этой жизни возможно изменить, для других — принять эту веру.
Справка
Плейбек-театр — форма театра импровизации, где зрители рассказывают личные истории, а актеры превращают их в художественное произведение на сцене. Название происходит от сокращения фразы We are playing your stories back to you («Мы играем ваши истории, возвращая их вам»).
От обычного театра плейбек отличается спонтанностью. Если в театре есть режиссер, сценарий, декорации и репетиции, то в плейбеке — чистая импровизация.
Актеры, что называется, здесь и сейчас создают идеи, сразу же их подхватывают и развивают. Истории они слышат впервые, не зная, чем в очередной раз поделятся гости и что они расскажут. Выслушав внимательно историю, пять человек — четыре актера и музыкант — с нуля создают мини-спектакль на несколько минут.