Алтай — рай для археолога
Два Алтая — богатейшие регионы в плане археологических памятников. Даже в Барнауле есть множество ценных объектов, которые спрятаны глубоко под землей, говорит старший научный сотрудник Алтайского государственного краеведческого музея, кандидат исторических наук Артур Кунгуров.
«Все территории Алтайского края ценные с точки зрения археологии. Там, где нет поселений, много курганов. Предгорные зоны, алтайская равнина, от Сросток в сторону Бии — буквально нашпигованы памятниками археологии. У нас нет территорий, которые были бы вообще пустыми», — рассказал историк.
Удивительно, но в Алтайском крае есть археологические находки там, где уже давно построены дома. Специалист привел в пример барнаульские садоводства — оказывается, под дачами скрыты ценные объекты, о которых никто не догадывается.
В Республике Алтай, говорит историк, ситуация несколько иная. Территорий для памятников культурного наследия не так много из-за горной местности. Но берега рек, ручьи серьезно заняты ценными объектами археологии.
«Любое исследование по Алтаю приводит к открытию. Но памятники и так там не сохраняют и не ценят, без этого закона. На берегу Катуни, например, все застроено самовольно базами, а там же настоящий археологический кладезь. Власти просто приведут в норму то, что уже давно реализуется», — добавил Артур Кунгуров.
Канут в лету
Профессор кафедры археологии, этнографии и музеологии Алтайского государственного университета, доктор исторических наук Сергей Грушин объяснил, что из-за поправок в законопроект памятники культурного наследия могут просто напросто исчезнуть.
«Все научное сообщество выступает резко против этого закона. Я солидарен с коллегами по этому вопросу, потому что, да, с одной стороны, станет больше свободы и случится снятие административных рамок. Но когда это достигается ценой уничтожения объектов культурного наследия, а памятники археологии как раз и относятся к ним — это неприемлемо с точки зрения нормального цивилизационного общества и государства», — считает эксперт.
По его словам, передача полномочий регионам по определению границ объектов археологического наследия однозначно снизит контроль. Положение о том, что теперь необязательно делать экспертизу землеотводов по строительству, безусловно, приведет к самоуправству застройщиков — они будут реализовывать свои строительные планы, невзирая ни на какие объекты культурного наследия, добавил археолог.
«По новому положению, стройка остановится только тогда, когда памятник обнаружится. Водитель бульдозера, который работает на объекте, не разбирается в археологии и не знает, что за объект был найден, — добавил Грушин. Это приведет к тому, что объекты не исследованные, не открытые объекты археологического наследия, которые не открытые, которые находятся под землей, будут находиться под угрозой исчезновения».
Угроза для всей страны
Бьют тревогу и ученые из других городов России. Эту проблему обсудили на VI (XXII) Всероссийском археологическом съезде в Самаре. На мероприятии присутствовали более тысячи участников из 60 субъектов РФ. Именитые ученые подготовили коллективное обращение властям.
В тексте сказано, что археологическая экспертиза земельных участков — действенный инструмент сохранения объектов наследия, а не бремя для застройщиков.
«Процедура ГИКЭ нуждается в корректировке, но отказ от неё лишь осложнит реализацию строительных проектов, повлечет за собой дополнительные расходы, потребует дополнительного времени на новостройках в ситуациях неожиданного обнаружения археологических объектов в строительных котлованах, создаст риск возбуждения уголовных дел вследствие непредумышленного разрушения памятников», — сказано в сообщении.
Археологи просят:
- вернуть упомянутый проект в Минкультуры РФ на доработку;
- в ходе работы над совершенствованием законодательства в части проведения государственной историко-культурной экспертизы земельных участков и участков водных объектов, подлежащих хозяйственному освоению, учитывать положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, относящиеся к сохранению культурного и исторического наследия народов России, а также мнение профессионального археологического сообщества;
- дальнейшее совершенствование соответствующих аспектов законодательства осуществлять, руководствуясь принципом презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности.
«Ни для кого не секрет, что в Республике Алтай планируется большая застройка — жилых объектов, газопровода и т.д. В результате, после принятия этого закона, всякие принцессы Укока могут просто не выкапываться и просто выкидываться на мусор», — заключила новосибирский археолог Татьяна Шевченко.
Подчеркивается, что законопроект игнорирует многолетние работы ученых по поиску археологических объектов и определения закономерностей их распространения. Эти исследования, проводившиеся в рамках государственных заданий и финансирования научных фондов только за последние семь лет, привели к нескольким опубликованным крупным открытиям, позволяющим пересмотреть степень перспективности поиска объектов археологического наследия, в частности, палеолита Горного Алтая и Нижней Оби.
Сейчас законопроект проходит стадию публичного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Справка
Новости об открытиях алтайских археологов регулярно появляются в СМИ. Так, в 2020 году ученые обнаружили неизвестные пещеры неандертальцев вблизи реки Чагырка недалеко от двух других ранее найденных археологических памятников с останками древних людей, обитавших здесь 60 тысяч лет назад. В прошлом году в Чарышском районе нашли каменный нож с микроретушью времен палеолита. В мире таких находок насчитывается около 10. Последнюю обнаружили во Франции в 1962 году. Предположительно, ножи использовались для обделки кожи, в качестве украшения из кости, а также для нанесения орнамента.