МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Барнаул

Сергей Шубенков стал призером ЧМ, но триколор примерил только в Барнауле

У него еще остается шанс потягаться с чемпионом

Новоиспеченный вице-чемпион мира спринтер Сергей Шубенков прилетел на малую

родину — в Барнаул. После торжественной встречи в аэропорту он и его тренер Сергей Клевцов побывали на пресс-конференции. Насколько давил статус нейтрального спортсмена? Что за вирус «скосил» сборную Германии? Чем так плохи стартовые колодки, если на них пожаловался сам Усэйн Болт? И самое главное, когда российских легкоатлетов допустят до международных соревнований? Ответы на эти и другие вопросы — в материале «МК».

Фото: Виталий Уланов, "Алтайский спорт"

«Это был колоссальный «нервяк»

По прилету в Барнаул барьериста Сергея Шубенкова встретили родные, близкие, болельщики и чиновники. Среди множества цветов и подарков он особо выделил российский флаг, повесив триколор на плечи. По признанию бегуна, ему не хватало родной символики в Лондоне, где проходил чемпионат мира. Он выступал как нейтральный спортсмен, поскольку после допинговых скандалов российские легкоатлеты отстранены от международных соревнований. По его воспоминаниям, было немало болельщиков в бело-сине-красных цветах, однако нашим «сборникам» запретили демонстрировать национальную принадлежность. Не должно быть даже надписи «Russia» на чемоданах. Как отметила мать Сергея Наталья Шубенкова, это серебро дороже золота, поскольку взято под сильнейшим воздействием внешних факторов.

«Хочется сказать, что статус нейтрального спортсмена не давил, но на этой теме настолько акцентировали внимание, что под конец начинало надоедать, — поделился Шубенков. — Все технические процедуры прошли как обычно. Нас встретили в аэропорту, заселили в отель, возили на разминку, питались мы в одной столовой со спортсменами из других стран. Когда пересматривал представление участников, не смог узнать себя. Не скрою, это был колоссальный «нервяк». Если сравнить с Пекином, то на этот раз состояние другое. Пытался настроиться на позитивную волну, вспоминал, как чувствовал себя тогда. Здесь добиться такого состояния не удалось. Этот чемпионат мира дался намного тяжелее, я этого не скрываю».

Тренер Сергей Клевцов отметил, что его подопечный подошел к стартам в оптимальной форме и без травм. И контрольные тесты показывали нормальную картину. «Надеялись в прошлом году, что нас допустят на Олимпиаду, и на барнаульском стадионе Сергей показал время 13 секунд, — вспоминает наставник. — Когда ситуация стала меняться и появилась ясность, что мы никуда не едем, результат 13,2 секунды был потолком в тех условиях. С апреля этого года, после известия о допуске на международные соревнования в качестве нейтрального спортсмена, тренировки стали проходить на более высоком эмоциональном уровне».

По словам Клевцова, во время финального забега на первых пяти барьерах наш земляк проигрывал пекинскому графику 0,1 секунды. Снижения скорости не было, просто соперники, за исключением ямайца Омара Маклауда, оказались еще медленнее. На шестом-седьмом барьерах олимпийский чемпион вырвался вперед и взял золото. Не обошлось без небольшого скандала на предварительных забегах. Барнаулец случайно сбил серба Милана Ристича, который не смог финишировать. В финале Сергею выпало бежать уже по крайней дорожке, где меньше шансов задеть локтями соперника. «Не знаю, как так получилось, но хотел бы извиниться перед сербом. Впрочем, шансов выйти в следующий круг у него все равно не было», — полушутя заметил призер.

Что русскому хорошо, то немцу — смерть

На пресс-конференции задали вопрос о стартовых колодках, к которым были массовые претензии. Обычно они представляют собой плашку, которая двигается вверх-вниз. Стартовые колодки на чемпионате мира несколько иные, состоящие из подвижной и неподвижной частей. Из-за этого настроить их нормально мало у кого получилось. Сергею Шубенкову они тоже не понравились. Причем он обратил на это внимание еще несколько лет назад, но сейчас о проблеме заговорили после публичного недовольства многократного олимпийского чемпиона Усэйна Болта, раскритиковавшего экипировку.

Барнаульский барьерист рассказал о странной инфекции, из-за которой сборная Германии не досчиталась многих атлетов. Россиян вирус никак не коснулся. «Как-то зашел в столовую и обратил внимание, что вместо привычного шведского стола стоят официанты в перчатках и раскладывают все по тарелкам, — заметил Шубенков. — Сначала подумал: экономят на еде. Оказалось, таким образом организаторы пытались предотвратить распространение неприятной для желудочно-кишечного тракта инфекции. Понятно, что, «словив» ее, на хорошее выступление рассчитывать не приходится. Самый неприятный случай произошел с бегуном на 400 метров Исааком Маквалой из Ботсваны. Он обратился за помощью, его закрыли на карантин и двое суток не выпускали из номера, из-за чего тот пропустил финал».

Звучала и главная тема двух последних лет — перспективы возможности официального выступления под российским флагом. В текущем статусе Шубенков допущен к международным соревнованиям только до конца 2017 года и по сути продолжает находиться в подвешенном состоянии, когда из-за каких-то политических решений или очередного «доклада» все может поменяться.

«Понимаю, произойти может что угодно, — рассуждает спортсмен. — В 2015 году ко мне приезжает определенная антидопинговая компания, берет пробы — все нормально, я могу выступать. В 2016 году они вновь, даже чаще, приезжают ко мне с проверками. Но теперь соревноваться нельзя. Следующий год: опять эта антидопинговая компания берет пробы и разрешает выступать, но без официальной формы. Главный аргумент отстранения — невозможность достоверно меня проверить. Значит, в 2015 году могли, в 2016-м — нет, сейчас опять могут... Слышал мнение, что если бы сейчас нашу сборную официально допустили до международных соревнований, то информационная волна перехлестнула бы весь чемпионат мира и он бы остался незамеченным».

Сергей Клевцов рассказал, что после лондонского выступления ему звонил президент Федерации легкой атлетики России Дмитрий Шляхтин и заверил, что в ноябре 2017 года этот вопрос должен разрешиться. Якобы этому предшествовал конгресс ИААФ. Если в предыдущие разы участники категорично высказывались за изоляцию России, то теперь уже 21 страна выступила против этого решения. Причем в их числе Ямайка — ведущая легкоатлетическая держава. И если бы голосование было тайным, то Россия получила бы гораздо больше голосов.

При этом Шубенков и Клевцов отметили позитивное отношение болельщиков и соперников из других стран. Например, нашего бегуна еще после полуфинала подкараулил у гостиницы фанат легкой атлетики из Англии. Он собирает автографы знаменитостей, и Сергей уже не раз встречал его. Он подошел к нему и выразил поддержку, подчеркнув, что чистые спортсмены не должны страдать за единичные случаи допинга у других людей.

В этом сезоне у Шубенкова осталось три старта. Скоро он вернется в Англию, где 20 августа пройдет этап «Бриллиантовой лиги» в Бирмингеме. Затем 29 августа выступит в хорватском Загребе на Мемориале Бориса Ханджековича, а 1 сентября в Брюсселе состоится финал «Бриллиантовой лиги». Именно в Бельгии Сергей постарается взять реванш у Омара Маклауда. По традиции последних лет зимний сезон Шубенков решил пропустить целиком.

Самые яркие и скандальные новости Алтая у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах