Легенды Алтая
Вокруг первой выставки, посвященной истории алтайского альпинизма, сплелось сразу несколько событий, которые вспоминают в этом году. Ровно 20 лет назад, в 1957-м, была организована экспедиция сильнейших спортсменов края на высочайшую вершину мира — Эверест. Это легендарное восхождение осталось в памяти земляков не менее великой трагедией. Трое из четверых участников, Николай Шевченко, Иван Плотников и Александр Торощин, совершили восхождение, оставили на вершине вымпелы и памятные знаки Алтайского края. Погибли они на спуске в 200 метрах от вершины.
В 2017-м же 90-летний юбилей отпраздновал первый на Алтае мастер спорта СССР по альпинизму Варис Рахимов. Вместе с Виктором Сибиряковым, другой легендой алтайского альпинизма, они впервые оказались на Тянь-Шане в 1953 году и с тех пор всегда отправлялись на восхождения только вместе. Рахимов и Сибиряков вдвоем в горах могли все, вспоминают друзья. В составе советско-китайской экспедиции в 1956 году начали подготовку к восхождению на Эверест. Восхождение не состоялось из-за гражданской войны в Тибете.
Хотя с большинством из тех, кто стоял у истоков альпинизма в крае, уже нельзя познакомиться лично, многое узнать о них можно на музейной экспозиции. Историю альпинизма на Алтае собрала воедино инструктор по альпинизму и журналист Валентина Буняева. Ее книга «Выше только небо», как стало известно на прошлой неделе, стала лауреатом Всероссийского конкурса на лучшее произведение о горных, экстремальных и приключенческих видах спорта. Он проводился впервые, в рамках XX Московского международного фестиваля горных и приключенческих фильмов «Вертикаль». На страницах издания — фотографии горных пейзажей, сделанные самими участниками восхождений, портреты первых алтайских мастеров спорта, фотографии из жизни людей, ставших настоящими легендами, в том числе первого советского человека, поднявшегося на Эверест, нашего земляка Владимира Балыбердина. К слову, 4 мая исполнилось 35-лет со дня восхождения уроженца Заринского района на высочайшую точку мира. Уникальные экспонаты — самодельный ледоруб первопроходца, его одежду и часть снаряжения — передала на Алтай дочь Светлана Балыбердина, живущая в Санкт-Петербурге.
Сердце — в горах
В альпинизме есть такое понятие, как «высотный потолок» — высота над уровнем моря, на которой от недостатка кислорода и высокого атмосферного давления у человека начинается гипоксия.
«Для сибиряков, совершавших восхождения в заоблачные выси, такого понятия попросту не существовало», — говорит Валентина Буняева.
За плечами у спортсменки — сто восхождений, в том числе на пик Ленина и высочайшую точку Европы — Эльбрус. Как и все навсегда влюбленные в горы, рассказывает, что жизненный путь и профессию определило увлечение: журналистика давала возможность бывать в высокогорных экспедициях каждое лето.
«Когда начиналась моя история в альпинизме, этим спортом занимались очень многие. Все студенты вообще были вовлечены в спорт, а альпинизм — это еще и возможность мир посмотреть. Система альпинистских лагерей была хорошо отлажена в большинстве высокогорных регионов страны. Даже стоимость путевки можно вспомнить: 30 рублей на 20 дней — это размер одной стипендии», — вспоминает Валентина Буняева.
К восхождению спортсмены готовились обстоятельно: изучали маршрут, составляли детальный план, сдавали экзамены начальнику спасательной службы, где с каждой группой устанавливали радиосвязь.
«Удивляюсь тому, что люди идут в горы без всякой подготовки — только бы хватило средств добраться. Это не просто смертельно опасное занятие, в некоторой степени безумное даже», — считает инструктор по альпинизму.
Покорение вершины, конечно же, главная цель альпиниста. Но и сам процесс подготовки к восхождению, преодоление препятствий на пути, осознание возможностей — это тоже дорогого стоит. Альпинисты старшего поколения, участники экспедиций в дороге питались «натурпродуктом»: тащили на себе и за собой не только хлеб, овощи, но и «живое мясо», баранов, кур, чем приводили иностранцев в неописуемый восторг, граничащий с ужасом, рассказывает Валентина Буняева. Растянувшись по ущелью, медленно продвигается вверх длинная шеренга вооруженных ледорубами людей. Личный груз несут в огромных бесформенных рюкзаках. На поводу ведут баранов, в клетках несут кур — будущее мясо.
«Но, когда американские или английские носы ощущали аромат борща, тянулись они к «раша» со своими сублиматами в красивых пакетиках, предлагали обмен. Мы, конечно, угощали бескорыстно», — вспоминает автор книги.
Любовь к горам помогает затащить рюкзак куда угодно, хоть на Аккем — это 30 километров по пересеченной местности. Валуны, каменные глыбы, поваленные деревья то и дело преграждают путь. Зато на вершине — запах талого снега, свежий ветер, простор, от которого расправляются крылья. Вдохновение, радость и ощущение полета — все это длится несколько мгновений. Непогода всегда заставляет людей «возвращаться на землю». А спуск порой бывает опаснее и труднее, чем восхождение. Поэтому на вершине, к которой альпинист стремился и добирался неделями, он проведет считаные минуты. Записка, глоток чая — и вниз.
Благодарность за многолетнюю безаварийную работу — такая запись есть в трудовой альпинистской книжке Валентины Буняевой. Грамотность настоящих спортсменов — скорее правило, чем исключение. За всю летопись этого спорта в крае только пятеро алтайских альпинистов-профессионалов погибли в горах, трое — при восхождении на Эверест.
Генетически предрасположенные
Некоторые из тех, для кого покорение крутых вершин осталось в далеком прошлом, даже в весьма преклонном возрасте не могут расстаться с экстремальным хобби. Альпинист Михаил Кондратенко в 2014 году в 80-летнем возрасте совершил восхождение на Ключевскую сопку на Камчатке. Хотя, как он признает, из активного альпинизма давно ушел, путешествует в горах — если и не с целью забраться на пик, то хотя бы просто пройтись по ледниками.
Дело в том, что для многих из них хобби занимало первое место в жизни, которую спортсмены посвящали походам и тренировкам. Предрасположенность к альпинизму на генетическом уровне, так Владимир Кастюрин называет страсть людей к горам. Альпинист помнит свое первое восхождение — в 1963 году на Купол трех озер в районе Актру. К тому времени действующего чемпиона края по боксу среди юниоров в тяжелом весе заразил интересом коллега по работе. Позже Владимир Кастюрин нашел единомышленников среди сотрудников новосибирского Академгородка — профессоров и докторов наук, вместе с которыми спорт становился интеллектуальным.
Для Виктора Ревякина, ветерана Федерации альпинизма России, почетного члена Русского географического общества и одного из основателей географического факультета АлтГУ, альпинизм был частью профессиональной подготовки.
«Благодаря этому я познакомился с прекрасными людьми. А «заболел» горами летом 1957 года, когда, будучи студентом, проходил альпинистскую подготовку в альплагере Актру. Для меня великое счастье быть причастным к судьбе людей, исполненных мужества и благородства», — отмечает Ревякин.
В 1972 году группа из четверых человек, в которую он входил, попала под лавину во время восхождения на Белуху. В горах начался сильный снегопад. Сошедшая с горы снежная масса скинула группу в трещину ледника. Как напоминание об опасностях, которые ждут в горах всех, от любителей до самых опытных спортсменов, — у ветерана альпинизма травма позвоночника и тяжелые воспоминания. В этот же день погиб один из участников похода.
Как бы далеко ни шагнула техника в оснащении тех, кто сегодня бросает вызов горам, по-прежнему это увлечение оставляет человека один на один с ледяными глыбами и толщей снега. Главное — быть осторожным, полагаться на тонкое чувство природы и наслаждаться, говорят мастера. Красота альпинизма — в постепенном восхождении на высоту, как и в жизни. А ощущения от покорения вершин стоят того, чтобы ей рисковать, считает Ревякин.
«Надо услышать шум горной реки, свист ветра, ощутить заряд энергии от холодного порыва воздуха. Все это стоит попробовать», — заключает спортсмен.