Город без машин
Очень комфортный, но дорогой итальянский поезд за пару часов домчал нас из Милана в Венецию. В поездке удалось немного рассмотреть Падую, Виченцу, Брешию и Верону — города на пути следования. Конечно, улицы и площади Венеции непривычны в обычном понимании урбанистики. Город делится на материковую и островную часть — наиболее привлекательную для туристов. Поразило полное отсутствие в островной части автомобилей и любого наземного транспорта. Все перемещения — только по воде или пешком.
Да и не нужен здесь иной транспорт, город можно спокойно обойти, переходя каналы только по мостам. Исключение — поездки на острова. На одном из них есть кладбище, где похоронен поэт Иосиф Бродский. «Я поклялся, что если смогу выбраться из родной империи, то первым делом поеду в Венецию, сниму комнату на первом этаже, чтобы волны от проходящих лодок плескали в окно, — писал он в эссе «Набережная неисцелимых». — Напишу пaру элегий, туша сигареты о сырой каменный пол, буду кашлять и пить, а на исходе денег вместо билета на поезд куплю маленький браунинг и не сходя с места вышибу себе мозги, не сумев умереть в Венеции от естественных причин». На этой набережной есть мемориальная доска в его честь.
Для ориентации на узких улочках нужен шустрый смартфон с навигатором, но у нас были телефоны «чтобы звонил» и бумажная карта. Венеция — город еще более дорогой, чем Милан. Пока искали отель, зашли перекусить в скромное кафе, где «стекляшка» пива стоила 550 рублей. В таких местах едят только туристы, местные предпочитают отовариваться в супермаркетах известной итальянской сети, где можно купить все необходимое по приемлемым ценам. Многие заведения делают регулярные наводнения частью истории. В нашем кафе все стены были завешены фотографиями, от 1960-х до наших дней, демонстрирующими затопленный зал и плавающие стулья.
Мы жили рядом с мостом Риальто, построенным в середине XVI века. Для нас Венеция стала уникальным городом, где облупившиеся дома, сырость на первых этажах и плесень на стенах не вызывали негативных эмоций, а смотрелись органично и уместно. Ходят слухи, что здесь живут только туристы и персонал, занятый в отрасли. Якобы вся молодежь стремится уехать на материк, потому что работы здесь толком не найти. И еще поговаривают, будто вода постоянно прибывает, и если сейчас не предпринять мер, то город полностью уйдет под воду через 50-70 лет. Наверное, такие слухи ходят веками, сколько эти дома уже и простояли.
Гондолы не для чужаков
Для передвижения по воде в Венеции есть несколько вариантов: рейсовые теплоходы, выполняющие роль общественного транспорта, частные катера-такси и гондолы. Движение интенсивное, в каналах вода никогда не бывает спокойной, поскольку курсирующие суда постоянно гонят волны. Теплоходы для перевозки людей называют вапоретто, остановками служат причалы, раскиданные по городу. Почти каждое здание оборудовано пристанью или сваями из лиственницы, к которой удобно привязывать лодки. Говорят, эта древесина настолько долговечна и не боится воды, что до сих пор служит фундаментом для некоторых домов.
Мы так и не прокатились на гондоле. Цена получасовой прогулки — 5 600-7 000 рублей. В лодку может влезть пять-шесть человек, поэтому выгоднее брать гондолу компанией, деля расходы. Зато мы много раз вынужденно проехали на вапоретто, где одна поездка стоила 500 рублей. Чем не водная прогулка? Раньше гондола была в Венеции основным транспортом, теперь служит развлечением для туристов. Профессия гондольера почетна, передается от отца к сыну, и чужаков в нее не пускают. Для получения лицензии нужно пройти обучение, уметь управлять лодкой, знать английский, морское право и географию Венеции. Долгое время это была сугубо мужская специальность, лишь с 2009 года к работе гондольерами допустили женщин, но мы их не заметили.
Арматура в Колизее
Из Венеции в Рим добирались почти шесть часов на автобусе. Благо дороги в Италии, во многом благодаря благоприятному климату, высокого качества. Автобус обошелся гораздо дешевле поезда. Из окна видели плодородные поля, виноградники, деревушки. Поразили впечатляющие инженерные сооружения — длинные туннели внутри гор, по 500-1000 метров. Автобус заползал во чрево скалы, и лампочки в туннеле, с набором скорости, складывались в яркую желтую линию. По пути проехали Флоренцию. Улицы и дома этого города заставили надолго прилипнуть к окнам и пожалеть, что мы не остановились здесь хотя бы на день.
Рим сначала утомил. Долгий въезд в город по вечерним пробкам. Вокзал, кишащий мигрантами. Но уже наутро неблагоприятные впечатления рассеялись. Город — одна сплошная достопримечательность и наглядный учебник истории. Конечно, мы посетили Колизей и Форум — раскопанные руины древнеримской площади с прилегающими зданиями. В античные времена здесь был рынок, место народных собраний, храмы, административные здания, в частности, для заседаний сената. Площадь была не только местом торговли, но и имела политические функции, служа центром общественной жизни.
Колизей замечаешь, едва выйдя из метро. Поскольку ноябрь-декабрь — не сезон, то очередь туристов была небольшой. На арене почти не сохранились каменные трибуны, исчез пол. Под ним видна система подвалов. Как в фильме «Гладиатор» из потайного подземелья на главного героя бросались тигры. Колизей регулярно аккуратно реставрируется, чтобы не нарушить исторической целостности. Этим событиям там же посвящены целые фотовыставки. Вот на одной фотографии специалист шприцем незаметно вводит монтажную пену или какой-то другой скрепляющий материал между кирпичиков, а на другой — в просверленные отверстия аккуратно вставляют металлические штыри для усиления конструкции.
Пешком по улицам Вечного города
Мы побывали на нескольких холмах с потрясающим видом на Вечный город, в том числе на закате. Посетили Пантеон — уникальный храм, построенный во II веке в честь богов древнего Рима. В VII веке из языческого он превратился в христианский. В Пантеоне самый большой купол в мире, сооруженный без армирования. Единственный источник света в нем — отверстие в потолке, через которое проникает плотный луч. По легенде, если встать прямо под него, то боги лучше услышат твои молитвы. Сейчас середина храма отгорожена от туристов.
В последний день поездки побывали в Ватикане. Говорить так вроде бы неправильно, если у вас нет связей в высшем католическом духовенстве. В этом карликовом государстве, самой маленькой в мире стране, простого туриста пустят лишь в ограниченное количество мест. Вот и мы побывали только на площади Святого Петра. В определенные дни здесь собираются толпы верующих, чтобы слушать выступления Папы Римского. В середине площади обелиск, привезенный из Египта императором Калигулой. В собор, также названный в честь Петра, мы не попали и даже не пытались. Многотысячная очередь растянулась куда-то в сторону соседнего квартала.
За три дня пребывания в Риме мы исходили пешком почти весь его исторический центр. В день наматывали почти по десять километров. Отчасти потому, что бастовали врачи, прокуроры и работники общественного транспорта, а метро не работало. Напоследок еще несколько воспоминаний о поездке в Италию.
Путевые заметки
Маршруты автобусов, троллейбусов и трамваев мы так и не выучили. Под конец пребывания в каждом городе запоминали лишь парочку номеров, которые ходили рядом с нашими отелями. Венеция маленькая, и в ней можно быстро разобраться. А вот в Милане и Риме удобное и понятное метро, на котором мы везде и добирались.
Среди автомобилей редко встречаются внедорожники. В основном итальянцы ездят на малолитражках и скутерах. Расход топлива — важный критерий выбора авто, да и мощные машины с развитой сетью ровных автодорог им без надобности.
Мигрантов совсем немного в Венеции. В Риме они ходят возле вокзала, в туристических местах — уже единицы. В Милане встречаются почти везде. Возможно, этот город привлекает их как экономическая столица страны. Сирийских беженцев нигде не видно, возможно, их размещают за пределами туристических центров. Заметно, что все эти гости с Африки и Ближнего Востока приехали сюда уже давно. Они бойко разговаривают на итальянском и английском. Неопытные туристы часто попадают на уловки с подарком. Когда улыбающийся араб чуть ли не силой всучивает розу или браслет на руку, говоря, что это подарок красивой девушке. И если по глупости взять, то потом он не отстанет, требуя деньги. Бывает, пока турист спорит и отказывается платить, набегает толпа приятелей продавца, создавая шум и гам. В такие моменты окруженный толпой бедолага теряет бдительность и может стать жертвой карманников.
Многие ругают введение курортного сбора в России. Но в Италии он существует уже давно и называется городской налог. В сутки турист платит 140-280 рублей. У нас вроде хотят пустить деньги со сбора на развитие туристической инфраструктуры. В Италии она уже давно есть, но городской налог объясняют высокими тарифами на ЖКХ.
В ноябре-декабре в Италии наша золотая осень. Когда в Барнауле лютовали морозы, в Риме были лишь слегка пожелтевшие листья и зеленая трава. Днем можно ходить в футболке, температура доходила до плюс 15. В северных Милане и Венеции немного прохладнее — плюс 2-10. В Венеции дули ветра, но можно было гулять в одной кофте. В Милане шли дожди, и пригодилась куртка. Все это казалось курортом после наших минус 30.
Хороший английский не сильно облегчит жизнь. Как и россияне, итальянцы не все его понимают. Среди обслуживающего персонала и прохожих на улицах много русскоязычных жителей СНГ. Языковой барьер не должен стать большой проблемой для самостоятельного путешествия по Италии.
Кощунство, но итальянская кухня не очень впечатлила. После азиатской остроты и специй европейская еда кажется немного безвкусной. В Италии много вариаций мучного и блюд из лапши. Можно хорошо сэкономить, питаясь фастфудом: бутерброды, пицца, шаверма, еда в «Макдональдсе». Но такая пища быстро надоедает, хотя стоит 140-350 рублей за единицу.
Средний чек в ресторане — 1 400-2 000 рублей за блюда, алкоголь обойдется от 700 (за пару стаканов пива) до бесконечности (покупка изысканного вина). Из необычных блюд пробовали рыбу-меч — по вкусу как горбуша. В супермаркетах широкий выбор алкоголя от 70 рублей за бутылку местного пива. Русские часто везут домой лимончелло — ликер крепостью 20-35 градусов. Цена начинается от 700 рублей, а дальше уже зависит от производителя и изящности формы бутылки. Нередко это сапожок, раскрашенный в цвета национального флага.
На осмотр Венеции и Рима едва ли хватит выходных. Города хоть и разные по размеру, но насыщены достопримечательностями. Италия — страна, прекрасно подходящая для самостоятельного путешествия. Непередаваемое чувство, когда сам открываешь маленькие тайны этих европейских городов.
Читайте также