МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Барнаул

Нужен ли нашим ученикам личный правовой защитник

Алтайские общественники обсудили предложение ввести должность школьного омбудсмена

Михаил Федотов, советник Президента РФ, председатель президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека, предложил ввести должность школьного омбудсмена, который будет разбирать конфликты внутри подростковых коллективов. Идея в том, чтобы ученики могли самостоятельно выбрать «правового защитника» из собственной среды. Меж тем многие эксперты высказывают сомнения в целесообразности появления новой должности в сфере образования и считают, что на практике детский омбудсмен будет дублировать полномочия уполномоченных и самих педагогов. В стороне от дискуссии не остались и алтайские общественники.

Задача — сгладить углы

Дмитрий Аганов, заместитель председателя комитета по социальной политике АКЗС:

«Омбудсмен — это само по себе слово, обозначающее представителя. Он должен быть независимым посредником между общественностью и администрацией. Как один из пунктов самоуправления, это интересно и необходимо. Однако важно, чтобы и представитель, и общественность понимали его функции, чтобы это были не общие фразы, а четко выстроенная, грамотная работа.

Что бы ни говорили, проблем в образовании очень много. И иногда между школьниками, родителями и учителями возникают конфликты. Такой человек, как школьный омбудсмен, в принципе мог бы сглаживать возникающее недопонимание. Может быть, некоторые моменты в школах благодаря этому и были бы скорректированы.

В целом скажу идее «да», такая должность нужна. Но замечу, что подходить к этому вопросу нужно аккуратно».

Серьезная роль для ученика

Ольга Гога, руководитель общественной организации «Мать и дитя»:

«Если школьным омбудсменом из «собственной среды» будет обычный ученик, то ему придется иметь немалый авторитет среди подростков, чтобы уметь договориться с товарищами. Зачастую это непросто, и, честно говоря, я очень сомневаюсь, что идея появления новой «должности» как-то поможет в решении возникающих в стенах учебного заведения конфликтов. Подросток, я думаю, не справится. Стоит брать во внимание, что при нынешних школьниках такого «омбудсмена» вполне могут где-нибудь найти избитым.

К тому же у нас в каждой школе есть специальные педагоги, которые непосредственно ведут работу со школьниками. На должность омбудсмена нужен, мне кажется, как раз такой подкованный человек со специальным образованием, возможно, в сфере конфликтологии. Они знают каждого ребенка и его проблемы, поэтому вполне смогут помочь».

Западная практика нам не нужна

Екатерина Распопова, педагог-психолог первой категории:

«Конфликтология — довольно сложная наука. Она подразумевает отличное владение психологией, развитыми коммуникативными и аналитическими способностями. В силу возраста и особенностей развития дети не могут и не умеют объективно разрешать конфликты. При этом их в детской среде можно и нужно предупреждать и разрешать с помощью обучения эффективному общению, развитию навыков ассертивного (подразумевает принятие на себя ответственности. — «МК») поведения и т. д. Все это прекрасно реализуется школьным психологом в ходе различных тренингов. Мне лично видится, что западная практика «детского омбудсмена» для улучшения отношений в школе совсем не нужна. Это еще один тренд в образовании, который непонятно зачем нужен и ни к чему хорошему не приведет».

За развитие правового сознания

Ольга Казанцева, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Алтайского края:

«Защита прав детей в образовательном учреждении, бесспорно, требует создания новых и эффективных механизмов, предусмотренных Конвенцией «О правах детей». И мне кажется, что школьный уполномоченный по правам ребенка вполне может выполнять задачи как правового просвещения детей, так и содействовать безболезненному решению конфликтов, в том числе на основе медиативных технологий.

В целом это будет способствовать развитию правового сознания обучающихся, приобретению детьми позитивного опыта социализации, снижению агрессии, формированию толерантности всех участников образовательного процесса».

Самые яркие и скандальные новости Алтая у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах