В контексте позапрошлого века
В дореволюционной России праздники, так же как и сейчас, отмечались красными датами в календаре. Так, к примеру, в 1896-м таких было 42. Если влияние государственных торжеств на основную массу горожан было минимальным и ограничивалось богослужениями или лицезрением военных парадов, то религиозные и народные значили, в особенности для сибиряков, гораздо больше.
Чтилось преимущественно, конечно же, Рождество, которое отмечалось раньше Нового года (католики так делают и сегодня). Затем шли Святки, на восьмой день которых приходился Новый год. Во второй половине XIX века, как свидетельствуют труды краеведов, популярностью в небольших городах, в том числе алтайских, пользовались игры и гадания. Здесь за отсутствием «более приличных развлечений маскирование было в большой моде, и этим занимались целые семейства, как взрослые, так и дети». Люди ездили по домам знакомых и незнакомых и под аккомпанемент взятых с собой двоих-троих музыкантов танцевали кадриль, вальс, польку. В Бийске «… на Святках мещане рядились между прочим рассейскими новоселами, причем непременными статьями костюма считались синие крашенинные узкие штаны, лапти, рваный кафтан, а главное — краюха черного хлеба под мышкой: ряженый должен просить милостыню». Участие в таких увеселениях могли принимать все, за исключением старообрядцев. Еще одной излюбленной забавой простолюдинов, как свидетельствуют сохранившиеся в печати воспоминания горожан, был кулачный бой. В Барнауле бились на льду заводского пруда.
Общественные развлечения множились с середины XIX века. Так, на Святки в Барнауле стали ставить спектакли горные инженеры и члены их семей. В богатых домах нынешней краевой столицы в 40-х впервые начали наряжать праздничные елки. После великих реформ 60-х и к концу позапрошлого века эта традиция получила большее распространение. И все же подавляющая часть населения позволить таких трат себе не могла. Но нельзя сказать, что детям совсем не удавалось поводить хоровод вокруг новогоднего дерева. В то время развитие получила благотворительность. В Барнауле в этом деле преуспевали купцы. Широкой известностью пользовалась елка Ивана Платонова. Он жил в доме на улице Пушкина, 40.
Сам Новый год во второй половине XIX века не занимал того места, что в наши дни. В этот день горожане по всей стране с утра посещали соборы, где слушали службу «с молитвой за царя». После следовали визиты и поздравления. В губернских городах было принято подносить губернатору приветственный адрес от имени городского сообщества. В прессе в этих годы публиковали стихи, пожелания и поздравления землякам. Ниже фрагмент из газеты «Алтай» накануне 1900 года, который приводится в одном из краеведческих вестников: «…покупающим всем — дешево купить, продающим — втридорога продать, кредиторам— все до гроша получить, должникам же — ни копейки не отдать… Пусть исчезнет зло, насилье и обман, пусть опять воскреснут правда, совесть, честь, и рассеются как утренний туман клевета, вражда, предательство и лесть».
За счет благотворителей
В начале XX века обычай встречать Новый год стал шире, а сам праздник снискал статус семейного — его было положено проводить дома и приглашать на встречу одиноких знакомых. Новогодняя трапеза всегда выделялась среди других особым разнообразием. В семьях зажиточных мещан подавали более 20 перемен. Считалось, то, что будет на столе, должно сохраниться на весь год. Усердием в готовке хозяйки как бы обеспечивали благополучие семьи в будущем.
Одновременно с популяризацией домашнего варианта торжества становилась распространенной привычка встречать его в обществе опять же всей семьей. Например, Новый, 1912 год членам Алтайского собрания предлагалось провести вне дома. Их ожидала специальная программа и общий ужин в два часа ночи. А в первый день наступившего 1912-го на Демидовской площади планировалось большое народное гуляние с иллюминацией и музыкой.
Документов о главных зимних гуляниях на Алтае сохранилось немного, чаще всего это газетные материалы. Свидетельства тех лет говорят о том, что органы власти не брали на себя расходы по финансированию общегородской елки и массовых развлекательных мероприятий, как это происходит сейчас. Все это было — но за счет пожертвований горожан, или, как тогда говорили, подписки.
Так в «Алтайской газете» за 1911 год помещена благодарность купцу Смирнову за «подписание 5 рублей товаром» на устройство елки для детей церковно-приходской школы села Касмалинского. В той же газете в 1915 году опубликован отчет о заседании училищной комиссии с участием попечителей учебных заведений. На каждую из 20 барнаульских школ было выделено по 80 рублей. Определялся и минимум расходов: чай, бутерброды, сласти, музыка, а также график праздников для учеников. Такие мероприятия проходили в школах, училищах либо в помещениях театров. Одно из них состоялось в Народном доме 2 января 1911 года, для зрителей бесплатно показали спектакль «Бедность не порок».
С изменением календаря, приходом советской власти Новый год и Рождество, ритуалы, связанные с ними, как атрибуты мракобесия оказались под запретом. Так, в рамках борьбы с религией в 1920-е годы в городе проводилось «Комсомольское Рождество» — антирелигиозное событие, к которому молодежь готовила постановки, высмеивающие дореволюционные традиции. Спустя несколько лет обычай возобновили. Газета «Красный Алтай» за 1936 год рассказывала о елке, организованной работниками НКВД для воспитанников детского дома. В советское время Новый год носил общественный характер. В столице края, как и по всей стране, встречать его было принято на предприятиях и в Домах культуры.
Свидетельство праздника в годы войны — открытки милитаристской тематики: с изображением Деда Мороза, вооруженного автоматом, и со специфической текстовкой: «Близится, дети, торжественный час, светлое счастье наступит для нас. Пулей, штыком и огнем батарей скоро добьем мы фашистских зверей». Те, кто хранит артефакты советских лет, непременно вспоминают дефицит сладостей и фруктов, но вместе с тем особую атмосферу «сплошного блаженства», когда каждый день нужно было готовиться: украшать окна самодельными снежинками, дождиком и серпантином еще до того, как в дом принесут елку.
Главный новогодний символ за больше чем сотню лет сменил в Барнауле несколько дислокаций. До 1912 года городскую елку устанавливали на Демидовской площади, и там же заливали каток. В послевоенное время она переехала на площадь Свободы, а затем — на площадь Сахарова, перед тогда еще новым Дворцом зрелищ и спорта. К 1970-му в Барнауле Новый год стали отмечать массовыми мероприятиями в каждом районе города.
P. S.: Автор выражает благодарность за помощь при подготовке материала главному библиографу отдела краеведения Алтайской краевой научной библиотеки имени В.Я. Шишкова Любови Долговой.
СПРАВКА «МК». По данным городской администрации в этом году в городе запланировано две сотни игровых, развлекательных, культурно-массовых, спортивных программ. Вечером 31 декабря на площади перед церковью Иоанна Богослова впервые состоится светомузыкальное представление с 3D эффектом «Новогоднее чудо» по мотивам новогодней сказки «12 месяцев». Технология предполагает трансляцию световых картин на фасаде здания.