«Мумие» как импульс к развитию
— Лариса Александровна, с чего начинался «Эвaлар»?
— В 1991 году компания начиналась с 12 сотрудников. Для начала арендовали на одном из бийских предприятий производственную площадку, где занялись упаковкой лекарственных трав. Позже перешли на производство различных видов фиточая в фильтр-пакетах, таблеток и капсул, в частности «Золотое Мумие Алтайское», выпускаемое, кстати, до сих пор. До нас его производили в пакетиках и россыпью, мы же впервые в России освоили и запатентовали новую технологию — выпуск в таблетках по 0,2 г.
В продолжение темы — всего в нашем ассортименте более 200 наименований. Этот перечень постоянно увеличивается, одни из последних позиций, например, линия спортивного питания и витамины для детей.
Сертификаты GMP, TGA, которыми обладает «Эвaлар», позволяют компании успешно реализовывать продукцию в 25 стран мира, в том числе США и Австралию. В перспективе — экспансия рынков Ближнего Востока.
— Важный вектор развития «Эвaлара» — собственная аптечная сеть. Как вы оцениваете ее перспективы и в чем видите конкурентные преимущества перед крупными игроками этого рынка?
— Это логичный и объективный путь развития нашего холдинга, стремящегося, как и любой другой участник рынка, к сокращению дистанции к потребителю. Тем более что на сетевом аптечном рынке доминируют тенденции к монополизации, что негативно отражается на производителе. Не секрет, что у нас возникали трудности с реализацией продукции в крупных сетевых аптеках. На данный же момент наша аптечная сеть представлена
29 собственными точками, 100 аптек под брендом «Эвaлар» открыты в 26 регионах России по франшизе, где доля продаж нашей продукции 10-20%. В планах — дальнейшее расширение сети.
— Как идет процесс продвижения марки «Эвaлара» в продуктовые сети?
— За последние два года компания активно задействовала и этот канал продаж продукции. В частности, «Эвaлар» представлен в таких международных и федеральных сетях, как «Ашан», «Гиперглобус», «Азбука вкуса», «Магнит».
Уникальные травы Алтая
— Какими принципами по подбору сырья руководствуется компания?
— Самый главный принцип — производство собственного сырья. Все, что целесообразно, выращиваем на Алтае, 30 наименований. В том числе растения, которые в природе встречаются редко. В частности, лапчатку белую, считающуюся одной из самых полезных трав для щитовидной железы (наши крем и капсулы «Эндокринол» на ее основе). Тот же артишок: раньше господствовало мнение, что на Алтае его вырастить невозможно. У нас же получилось, и в этом году уже получили несколько тонн экстракта из его листьев, причем качество — не хуже французского.
За рубежом же, как правило, приобретаются экстракты тех трав, которые по определению нельзя вырастить в промышленных масштабах у нас в регионе.
— В чем, на ваш взгляд, уникальность алтайских трав?
— В первую очередь это соответствующие природно-климатические условия: у нас количество солнечных дней в году превышает 300, при том что разница между зимними и летними значениями температур составляет порой до 95 °С. Такой климат способствует образованию в травах огромной массы биологически активных веществ. Это создает благоприятную почву для произрастания большого количества лечебных трав, причем многие из них — эндемики.
Мы очень внимательно следим за технологией выращивания, сбора, переработки растительного сырья: собираем его на пике биологической активности. Важнейший момент: на полях «Эвaлара» (их общая площадь — тысяча гектаров) исключено использование химических удобрений.
Лекарства — стратегический вектор развития
— Изначально ваша компания вышла на рынок с БАД, и уже много лет признанный лидер этого сегмента рынка. А какова ситуация на другом важном направлении вашего развития — выпуске лекарственных препаратов?
— К диверсификации бизнеса в этом направлении мы обратились около 20 лет назад, получив лицензию на производство лекарств и в этом году обновив ее в соответствии с новыми требованиями. Их доля составляет 11% от общего оборота компании. Наша цель — стабильное и динамичное увеличение объема и расширение ассортимента лекарственных препаратов. Особые надежды мы связываем с запуском в эксплуатацию в 2017 году нового производства.
— Что оно собой представляет?
— Это целый завод. На новых производственных площадях мы намерены сосредоточить выпуск новых лекарственных средств. Проектная мощность — шесть миллиардов таблеток и капсул в год. Он имеет и важное социально-экономическое значение для города: на нем будет создано 300 рабочих мест. Плюс к этому разгрузится и основное производство, которое просто задыхается от дефицита площадей, где наши сотрудники вынуждены трудиться в три смены.
— В противовес санкциям отечественная промышленность все увереннее идет по пути импортозамещения. Каковы перспективы российской фармотрасли в этом плане в целом и вашего предприятия в частности?
— На мой взгляд, это перспективный путь развития отечественной промышленности в нынешних экономических реалиях. Что же касается фармацевтической отрасли, то ни для кого не секрет, что зависимость от импортных лекарственных препаратов и сырья достаточно весома.
В то же время по ряду позиций отечественные препараты могут заменить западные по лояльным ценам и без ущерба для качества. Например, наше лекарственное средство «Гинкоум» в аптеках стоит в два раза дешевле, чем французский аналог. Причем объемы его реализации в упаковках за 2013, 2014, 2015 и первое полугодие 2016 года, по данным ЗАО «Группа ДСМ», растут в геометрической прогрессии по сравнению с французским лекарством. Всего же в нашем ассортименте семь аналогов западных препаратов. В том числе «Сеннаплант», кстати, первый наш продукт, включенный в официальный список жизненно важных лекарственных средств.
Более того, в наших планах — выпуск еще трех подобных, импортозамещающих новинок: «Орвис Флю» (аналог «Фервекса»), препарат для женщин «Ци-Клим Аланин», сироп от кашля «Бронхоплант» — аналог немецкого лекарства.
И это только лекарства, а есть еще БАД, которые тоже представляют собой аналоги импортных препаратов, схожего состава, качества, но более дешевые.
«Мы — одна большая семья»
— Крупные компании федерального масштаба, как правило, располагаются если не в столице, то как минимум в мегаполисах в европейской части России. Вы же находитесь, мягко говоря, в глубокой российской провинции. В чем специфика такого местоположения бизнеса, каковы плюсы?
— Основной плюс — это человеческий потенциал. В Бийске компания была создана и успешно развивается вот уже четверть века. От добра добра не ищут. Со многими членами коллектива начинали вместе и знаем друг друга десятилетия. Мы — одна большая семья. Это очень помогает в плане социальной ответственности нашего бизнеса. Компания активно участвует в различных городских мероприятиях, социальных проектах, в частности, является попечителем Демидовского фонда, поддерживает Бийский лицей и так далее.
— В продолжение темы — какое социально-экономическое значение имеет предприятие для города, края?
— «Эвaлар», по моему мнению, самое высокотехнологичное производство в Алтайском крае. По объему инвестиций в основной капитал компания занимает в регионе ведущие позиции. Как и по уровню налоговых отчислений в краевой бюджет.
Наше предприятие успешно продвигает не только свой бренд, но и много сделало для продвижения Алтайского края, потому что имя компании неразрывно связано с территорией, откуда она родом. У нас далеко идущие амбициозные планы, и край покидать мы не намерены.